Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) от 10.02.2022 N 02-05-1296 (вх. от 10.02.2022 N 655) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "СИСТЕМА" (далее - ООО "НПО "СИСТЕМА") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.08.2021 N 0307200030621001344 (реестровый номер контракта 2110116002721000098), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми", извещение N 0307200030621001344 (далее - государственный контракт, закупка, обращение),
при участии в заседании посредством веб-видеоконференции:
<__..> - представителя Минприроды Республики Коми по доверенности от 14.02.2022 N 58-ПО;
<__..> - представителя Минприроды Республики Коми по доверенности от 14.02.2022 N 59-ПО;
<__..> - представителя Минприроды Республики Коми по доверенности от 14.02.2022 N 60-ПО;
<__..> - представителя ООО "НПО "СИСТЕМА" по доверенности от 25.01.2022 N 2;
<__..> - генерального директора ООО "НПО "СИСТЕМА" по приказу от 18.11.2019 N 11,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Минприроды Республики Коми представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении информации об ООО "НПО "СИСТЕМА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Минприроды Республики Коми, ООО "НПО "СИСТЕМА" надлежащим образом времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 10.02.2022 N ИС-700502022 (вх. от 11.02.2022 N 826-э.) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в режиме веб-видеоконференции.
Коми УФАС России указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем обращение рассмотрено посредством веб-видеоконференции, о чем стороны были извещены посредством электронной почты.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей Минприроды Республики Коми, ООО "НПО "СИСТЕМА" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось Минприроды Республики Коми.
Объект закупки: "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена договора составила 2 949 500,00 руб.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсная документация открытого конкурса в электронной форме размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 20.07.2021.
Закупка проводилась не в рамках исполнения национального (федерального) проекта.
2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.08.2021 N ПРЕ1, Минприроды Республики Коми (заказчик) с ООО "НПО "СИСТЕМА" (подрядчик) 30.08.2021 заключен государственный контракт N 0307200030621001344.
Согласно пунктам 1.1-1.3, 1.5-1.6 раздела 1 государственного контракта: "Заказчик поручает Подрядчику выполнить работы по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми (далее - работы), указанными в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми (далее - Техническое задание) (Приложение N 1 к Контракту) являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Подрядчик принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта и Технического задания.
Требования к объему, содержанию и гарантии качества указанных работ Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Содержание и сроки выполнения отдельных этапов работ по Контракту определяются ГРАФИКОМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми (далее - График выполнения работ) (Приложение N 2, которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта).
Срок выполнения работ:
Начало выполнения работ: с момента заключения контракта.
Окончание выполнения работ: до 15 декабря 2021 года.
Содержание и сроки выполнения отдельных этапов работ определены Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Место выполнения работ: камеральные работы - по месту нахождения Подрядчика; полевые работы - район сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми протяженностью 3,3 км (уточняется после проведения инженерных изысканий); передача результатов работ- по месту нахождения Заказчика (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108 А, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми)".
В соответствии с подпунктами 2.1.1, 2.1.3-2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 государственного контракта: "Подрядчик обязан:
Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Немедленно письменно предупредить Заказчика о наличии не зависящих от Подрядчика обстоятельств, грозящих годности результатов работ, создающих невозможность завершения работ в срок.
Устранить выявленные Заказчиком замечания в работах, недоделки, низкое качество работ в сроки, предписанные Заказчиком, за собственный счет.
Обеспечить выполнение работ в установленные Контрактом сроки и сдать Заказчику результат работ в полном объеме в установленном порядке и в определенный Контрактом срок.
Сотрудничать с Заказчиком в устранении препятствий к исполнению Контракта".
В соответствии с подпунктами 2.2.1, 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 государственного контракта: "Подрядчик вправе:
Начать выполнение работ с момента заключения Контракта и завершить их в более короткий срок, чем предусмотрено Контрактом, без потери качества выполнения работ.
Требовать от Заказчика указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением работ".
Согласно подпунктам 2.3.1-2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 государственного контракта: "Заказчик обязан:
Осуществлять контроль за выполнением работ, соответствием стоимости, сроков и качества работ.
Сотрудничать с Подрядчиком в устранении препятствий к исполнению Контракта.
Направлять на доработку результаты работ в случае наличия предложений и замечаний к результатам работ".
Согласно подпунктам 2.4.1, 2.4.3 пункта 2.4 раздела 2 государственного контракта: "Заказчик вправе:
Осуществлять надзор за качеством выполняемых работ, требовать от Подрядчика информацию о ходе выполнения работ;
В одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если Подрядчик не исполнил или исполнил ненадлежащим образом взятые на себя обязательства по настоящему Контракту, в том числе допустил не согласованные с Заказчиком отступления от условий Контракта, не устранил в сроки, установленные Заказчиком недостатки, и потребовать возмещения причиненных убытков".
Согласно пункту 3.1 раздела 3 государственного контракта: "Цена Контракта (стоимость работ по Контракту) составляет 2 949 500 (два миллиона девятьсот сорок девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Цена Контракта включает в себя любые расходы Подрядчика, связанные с выполнением Подрядчиком всех обязательств по настоящему Контракту, в том числе: затраты при выполнении работ в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N1 к Контракту), затраты на оплату труда специалистов Подрядчика, доставку специалистов к месту выполнения работ, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных платежей в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды, расходы на государственную экспертизу, иные накладные расходы".
Разделом 4 государственного контракта определен Порядок сдачи и приемки работ, так согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.5-4.9 раздела 4 государственного контракта:
Подрядчик выполняет работы в строгом соответствии с условиями настоящего Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
Сдача и приемка выполненных работ производится в соответствии с условиями настоящего Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
Подрядчик в сроки, установленные настоящим Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) выполняет работы и представляет Заказчику материалы (результаты работ), предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту). Информация, содержащаяся в материалах должна соответствовать требованиям действующего законодательства, государственным стандартам, нормативным правовым актам.
Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от Подрядчика всех материалов (результатов работ) и акта приемки выполненных работ обязан направить последнему подписанный акт приемки выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ.
Для приемки выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу результатов работ своими силами либо привлекает к ее проведению экспертов и (или) экспертные организации в порядке, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В случае несоответствия выполненных работ установленному настоящим Контрактом Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту), составляется акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Подрядчик обязан произвести необходимые доработки без дополнительной оплаты, в срок, установленный Заказчиком, но не более чем за 10 рабочих дней.
Работы считаются выполненными в полном объеме со дня подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ".
Согласно пунктам 9.1, 9.5, 9.8 раздела 9 государственного контракта: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2021 года, а в части оплаты - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
К настоящему Контракту прилагаются и являются его неотъемлемой частью следующие приложения:
Приложение N 1 - ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми;
Приложение N 2 - ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми;
Приложение N 3 - Акт приемки выполненных работ (ФОРМА)".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, было установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно частям 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Статьей 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (начало действия документа - 01.01.2022, за исключением отдельных положений) в Закон о контрактной системе внесены изменения, в том числе, наряду с прочим, признана утратившей силу часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, регламентирующая порядок надлежащего уведомления о принятом заказчиком предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит норм, указывающих на распространение действия Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на отношения, возникшие до введения его в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С учетом вышеизложенного, закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, складывающейся практике применения законодательных норм в сфере закупок, проводятся по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Заказчиком - Минприроды Республики Коми принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта 29.12.2021 (до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ), следовательно, требования к порядку надлежащего уведомления о принятом заказчиком предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, регламентированы положениями Закона о контактной системе в редакции от 02.07.2021, действовавшей на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
4. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 01.09.2021 N 529-09/2021 просило предоставить Минприроды Республики Коми координаты начала и конца участка работ, акты обследования по объекту, а также контакты куратора по данному объекту.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 01.09.2021 N 529-09/2021 сообщило заказчику о выезде специалистов по инженерным изысканиям на объект.
Минприроды Республики Коми в ответ на письмо ООО "НПО "СИСТЕМА" от 01.09.2021 N 529-09/2021 направило запрашиваемую обществом информацию с приложением документов, имеющихся у заказчика по объекту государственного контракта (письмо от 22.09.2021 N 01-06/14936-Т).
Письмом от 18.11.2021 N 629-11/2021 ООО "НПО "СИСТЕМА" направило в адрес заказчика отчеты о инженерных изысканиях в электронном виде.
Минприроды Республики Коми письмом от 29.11.2021 N 01-06/19714-Т направило в адрес ООО "НПО "СИСТЕМА" замечания экспертной комиссии к представленным материалам, среди которых выявлены следующие:
"В документации необходимо учесть:
1. п. 8 ТЗ. Проектные работы должны включать:
- расчет компенсации ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам при проведении работ на объекте с учетом требований Росрыболовства;
- расчет компенсации ущерба, причиненного зеленым насаждениям при проведении работ на объекте;
- провести фотофиксацию водного объекта и прилегающей территории (с привязкой к местности) до проведения работ. Определить причины образования наносов в русле реки Нившера для исключения повторного их образования в случае реализации мероприятия.
3. п. 11 ТЗ.
- проектируемый объект без элементов капитального строительства;
- произвести сравнение (не менее 3-х) и выбор наиболее экономически выгодного варианта поведения работ по регулированию русла реки, в том числе рассмотреть вопрос о засыпке образовавшейся в протоке русла реки Нившера в районе местечка Ольвыв сельского поселения "Нившера" и т.д.
Также в письме Минприроды Республики Коми указало, что для своевременного прохождения государственной экспертизы, замечания необходимо устранить в срок до 02.12.2021.
Письмом от 07.12.2021 N 644-12/2021 ООО "НПО "СИСТЕМА" направило в адрес заказчика комплект проектно-сметной документации в электронном виде.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 07.12.2021 N 642-12/2021 просило администрацию сельского поселения "Нившера" утвердить площадки размещения донных отложений по координатам, приложенным в письме.
Администрация сельского поселения "Нившера" письмом от 08.12.2021 N 825 сообщило ООО "НПО "СИСТЕМА" об утверждении площадки размещения донных отложений по координатам, приложенным в письме от 07.12.2021 N 642-12/2021.
Минприроды Республики Коми письмом от 15.12.2021 N 01-06/20876-Т направило в адрес ООО "НПО "СИСТЕМА" замечания к представленным материалам, например:
"Том 334-2021-ИГДИ:
- отсутствуют сведения о рекогносцировочном обследовании территории (участка, трассы) инженерных изысканий;
- отсутствуют сведения о создании опорных геодезических сетей.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания:
- сведения о разрешенных и запрещенных видах деятельности на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос привести в соответствие с действующей редакцией Водного кодекса;
- дополнить том информацией о соответствии объемов проведенных изысканий требованиям технического задания" и т.д.
Минприроды Республики Коми письмом от 17.12.2021 N 01-06/20876-Т направило в адрес ООО "НПО "СИСТЕМА" информацию о распределении субвенций на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годов для исполнения государственного контракте.
ООО "НПО "СИСТЕМА" в ответ на письмо Минприроды Республики Коми от 15.12.2021 N 01-06/20876-Т направило ответы на замечания, исправленную проектно-сметную документацию.
Также общество сообщило, что в срок до 24.12.2021 будут получены положительные заключения экспертизы в части сметной стоимости, а также по проектной документации и результатам инженерных изысканий. ООО "НПО "СИСТЕМА" отразило в письме, что общество гарантирует получение согласования о планируемой деятельности от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания в срок до 31 января 2022 года (письмо от 20.12.2021 N 709-12/2021).
В письме от 20.12.2021 N 710-12/2021 ООО "НПО "СИСТЕМА" гарантировало получение в срок до 31.12.2021 положительных заключений экспертизы в части сметной стоимости, а также по проектной документации и результатам инженерных изысканий; в срок до 31 января 2022 года получение согласования о планируемой деятельности от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 24.12.2021 N 711-12/2021 просило администрацию сельского поселения "Нившера" рассмотреть возможность использования изъятого донного грунта для обеспечения нужд сельского поселения "Нившера".
Администрация сельского поселения "Нившера" письмом от 24.12.2021 N 902 сообщило ООО "НПО "СИСТЕМА", что администрация согласно использовать донный грунт для нужд сельского поселения, а именно в целях благоустройства местных грунтовых дорог, отсыпки общественных территорий и т.д.
Минприроды Республики Коми письмом от 28.12.2021 N 02-06/11735-Т направило в адрес ООО "НПО "СИСТЕМА" заключение экспертизы результатов выполненных работ по государственному контракту, а также сообщило, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Минприроды Республики Коми письмом от 28.12.2021 N 02-06/11736-Т сообщило ООО "НПО "СИСТЕМА", что по результатам экспертизы представленной документации, комиссией приняты следующие решения:
- признать результаты работ не соответствующим требованиям и условиям государственного контракта;
- выполненные работы не приняты и не подлежат оплате.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 28.12.2021N 714-12/2021 просило заказчика вернуть ранее оплаченную сумму (оплата гарантийных обязательств) на расчетный счет общества.
В связи с невыполнением подрядчиком - ООО "НПО "СИСТЕМА" работ по государственному контракту заказчиком - Минприроды Республики Коми 29.12.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Согласно материалам обращения, решение от 29.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта направлено заказчиком 10.01.2022 ООО "НПО "СИСТЕМА" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, 30.12.2021 посредством электронной почты.
Решение от 29.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено на официальном сайте 30.12.2021.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления ООО "НПО "СИСТЕМА" об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта, регламентированный в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчиком - Минприроды Республики Коми соблюден.
С учетом требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "НПО "СИСТЕМА" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта надлежит считать дату получения заказчиком подтверждения о вручении подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта - 24.01.2022 (дата вручения решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ООО "НПО "СИСТЕМА").
Согласно письменным и устным пояснениям Минприроды Республики Коми, данным в ходе рассмотрения обращения, заказчик 25.01.2022 был уведомлен о вручении подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (посредством отслеживания почтового отправления).
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и дата расторжения государственного контракта - 05.02.2022.
Таким образом, заказчиком - Минприроды Республики Коми законодательно установленный порядок расторжения государственного контракта соблюден.
ООО "НПО "СИСТЕМА" письмом от 02.02.2022 N ИС-700422022 направило проектно-сметную документацию в электронном виде и просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Согласно письменным пояснениям ООО "НПО "СИСТЕМА", изложенным в письме в адрес Коми УФАС России от 16.02.2022 N ИС700-53-2022 (вх. от 16.02.2022 N 946-э.), неисполнение обязательств по государственному контракту вызвано следующими обстоятельствами:
1) Нарушением заказчиком существенных условий государственного контракта, а именно несвоевременно представил акт обследования от 03.08.2021, который является исходным данным для выполнения работ по государственному контракту (представлен лишь 22.12.2021 посредством мессенджера "Whats up").
2) Размещение заказчиком сметной документации с явно неисполнимыми сроками, что является недостатком планирования заказчиком своей деятельности и нарушением законодательства о контрактной системе.
ООО "НПО "СИСТЕМА" ссылается на Приказ Минстроя Российской Федерации от 15.05.2020 N 264/пр, который устанавливает, что для объектов площадью 30 000 м2 и более срок, необходимый для инженерных изысканий составляет 6 месяцев; для осуществления проектирования - 15 месяцев.
3) ООО "НПО "СИСТЕМА" не согласно с замечаниями заказчика, поскольку отражает в них работы "Определить причины образования наносов в русле реки Нившера для исключения повторного их образования в случае реализации мероприятия", составляющие отдельный вид работы, которые должны проводиться в рамках отдельной, самостоятельной закупки.
Также общество указывает на то, что замечания заказчика носили характер технических ошибок (описок), а также на то, что заказчик указывал новые замечания, которые не были указаны ранее.
4) Письмом от 02.02.2022 ООО "НПО "СИСТЕМА" направило проектно-сметную документацию в электронном виде и просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Однако ответ от заказчика на вышеуказанное письмо в адрес общества не поступал.
5) ООО "НПО "СИСТЕМА" заключен договор от 15.12.2021 N 84н с автономным учреждением Республики Адыгея "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Госэкспертиза Адыгеи) на выполнение экспертных работ по проектно-сметной документации и результатам инженерных изысканий по объекту: "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми".
Согласно письменным пояснениям общества "в настоящий момент времени основное замечание госэкспертизы, датированное 27.12.2021 и неустраненное на сегодняшний день, сводится к отсутствию подписи и даты заказчика в техническом задании и программе производства работ".
Поскольку заказчик в нарушение ст. 718 ГК РФ отказывается содействовать подрядчику в получении данных документов, не согласовывает документацию для дальнейшего окончательного прохождения экспертизы, контракт не может быть завершен со стороны подрядчика, но не по вине подрядчика.
Таким образом, подрядчик не смог своевременно завершить работы не по своей вине, а в связи с обстоятельствами, не зависящими от его поли - в первую очередь в связи с тем, что заказчиком был нарушен нормативный срок установления сроков выполнения работ.
Комиссия Коми УФАС России считает вышеизложенные доводы ООО "НПО "СИСТЕМА" необоснованными и несостоятельными ввиду нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Акт обследования запрашивалось ООО "НПО "СИСТЕМА" у заказчика Минприроды Республики Коми письмом от 01.09.2021 N 529-09/2021.
Минприроды Республики Коми в ответ на письмо ООО "НПО "СИСТЕМА" от 01.09.2021 N 529-09/2021 направило запрашиваемую обществом информацию с приложением документов, имеющихся у заказчика по объекту государственного контракта (письмо от 22.09.2021 N 01-06/14936-Т), в том числе акт обследования от 03.08.2021. В подтверждение направления Минприроды Республики Коми представило копию списка почтовых отправлений от 23.09.2021.
Таким образом, сведений о ненаправлении заказчиком исходной документации, в том числе акта обследования от 03.08.2021, в Коми УФАС России отсутствуют.
Относительно размещения заказчиком сметной документации с явно неисполнимыми сроками необходимо отметить следующее.
Пунктом 1 Приказа Минстроя России от 15.05.2020 N 264/пр установлено, что в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), применяется срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, определенный в зависимости от площади объекта капитального строительства, согласно приложению к настоящему приказу. Вводимый настоящим приказом срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, не применяется при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования и строительства уникальных объектов капитального строительства.
Пунктом 11 приложения N 1 к государственному контракту "Техническое задание" установлены требования к предоставлению результатов изыскательских и проектных работ, согласно которым проектируемый объект без элементов капитального строительства (пункт 2).
Работы по разработке проектно-сметной документации, выполняемые ООО "НПО "СИСТЕМА" в данной закупке, не относятся к разработке проектно-сметной документации для объекта капитального строительства.
Следовательно, Приказ Минстроя России от 15.05.2020 N 264/пр не может применяться к работам по рассматриваемой закупке.
Доказательств обязанности заказчика применять Приказ Минстроя России от 15.05.2020 N 264/пр при установлении в документации о закупке сроков разработки проектно-сметной документации ООО "НПО "СИСТЕМА" не представлено.
Письмом от 02.02.2022 ООО "НПО "СИСТЕМА" направило проектно-сметную документацию в электронном виде и просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Вышеуказанное письмо ООО "НПО "СИСТЕМА" зарегистрировано в Минприроды Республики Коми за входящим номером от 07.02.2020 N 03-06/11735-Т.
Представители Минприроды Республики Коми на заседании по рассмотрению обращения сообщили, что оснований для принятия решения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта у заказчика не имелось, поскольку проектно-сметная документация не содержала необходимые согласования государственных органов, органов местного самоуправления, надзорных и контролирующих органов, была направлена посредством электронной почты, тогда как согласно пункту 13 Технического задания, должны были быть переданы технические отчеты (отдельно по каждому виду изысканий) в цветном виде на электронном СD-носителе и в 2-х экземплярах на бумажном носителе с доставкой по месту нахождения Заказчика.
ООО "НПО "СИСТЕМА" в адрес Коми УФАС России представлены копии договора от 15.12.2021 N 84н на выполнение экспертных работ; заявления ООО "НПО "СИСТЕМА" о проведении государственной экспертизы б/д, б/н; двух заключений Госэкспертизы Адыгеи, в том числе от 27.12.2021.
Согласно пояснениям ООО "НПО "СИСТЕМА" основное замечание госэкспертизы сводится к отсутствию подписи и даты заказчика в техническом задании и программе производства работ.
Однако заключение Госэкспертизы Адыгеи от 27.12.2021 содержит и иные замечания:
- в литологическом описании скважин отсутствует стратиграфический индекс грунта, уровень воды в скважинах, места отбора проб грунта и воды;
- карта фактического материала в условных обозначениях и на плане отсутствуют технические скважины и точки наблюдения;
- на поперечных и продольном геолого-литологических разрезах не показан 1 % уровень воды в р. Нившера, по техническим скважинам отсутствуют места отбора грунт и воды.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "НПО "СИСТЕМА", подавая заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки.
ООО "НПО "СИСТЕМА", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по государственному контракту в соответствии с требованиями закупки.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при расторжении государственного контракта не установлено, факт существенного нарушения ООО "НПО "СИСТЕМА" условий государственного контракта подтвержден; безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий государственного контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в Коми УФАС России отсутствуют, ООО "НПО "СИСТЕМА" не представлено.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "НПО "СИСТЕМА" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению государственного контракта.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "НПО "СИСТЕМА" условий государственного контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий государственного контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "НПО "СИСТЕМА" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "НПО "СИСТЕМА" исполнению условий государственного контракта.
Минприроды Республики Коми указало на негативные последствия: невыполнение работ по разработке проектно-сметной документации отсрочили реализацию мероприятия непосредственно по расчистке водного объекта на период более 3-х лет, тем самым дальнейшее затопление населенного пункта, берегоразрушение будет прогрессировать и наносить ущерб населению поселения.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "НПО "СИСТЕМА" нарушений условий государственного контракта, непринятием ООО "НПО "СИСТЕМА" всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, в том числе в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Библиочип" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить представленную Минприроды Республики Коми информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "СИСТЕМА" (сокращенное наименование: ООО "НПО "Система"; ИНН: 2310180540; адрес места нахождения: 350051, Россия, Краснодарский край, город Краснодар г.о., г. Краснодар, ул. Дальняя, д. 8, к. 2, кв. 157; генеральный директор: Зотов Максим Дмитриевич, ИНН: 232105300592) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.08.2021 N 0307200030621001344 (реестровый номер контракта 2110116002721000098), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Расчистка и углубление русла реки Нившера в районе сельского поселения "Нившера" МР "Корткеросский" Республики Коми", извещение N 0307200030621001344, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "НПО "Система" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Минприроды Республики Коми нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 февраля 2022 г. N РНП-11-31
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022