Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - врио начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_"- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные Министерством финансов Омской области (далее также заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "АСП ТРЕЙД" (далее - общество, поставщик, ООО "АСП ТРЕЙД") для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 11 от 25.10.2021, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка серверов (Реестровый номер 21.31.1470)" (извещение N 0152200004721001452) (далее также контракта, контракт N 11 от 25.10.2021, электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - "_" (доверенность от 16.02.2022), "_" (доверенность от 16.02.2022);
поставщика - "_", директора, "_" (доверенность N 1 от 10.02.2022);
Главного управления контрактной системы Омской области (далее также уполномоченный орган) - "_" (доверенность N 141 от 12.11.2021),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 1412 от 11.02.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 23.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004721001452 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4 980 000 руб.
29.09.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
04.10.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано 11 заявок, одному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.10.2021 в процедуре проведения аукциона приняли участие 10 участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2021 заявки двух участников признаны не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "АСП ТРЕЙД" с ценой контракта 2200000 руб.
25.10.2021 между заказчиком и ООО "АСП ТРЕЙД" заключен контракт N 11 (номер реестровой записи контракта 2550307862021000013).
30.12.2021 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое 30.12.2021 было размещено на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов. В этот же день заказчиком размещена информация о расторжении контракта с указанием даты расторжения - 30.12.2021 (номер реестровой записи контракта 2550307862021000013).
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что сведения об ООО АСП ТРЕЙД" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1.1, 1.2, 3.1, 4.1.1, 4.1.2, 5.1 контракта было предусмотрено следующее: "Поставщик обязуется поставить продукцию радиоэлектронной промышленности (серверы) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5 (склад заказчика) (далее - место доставки), единовременно, в срок не позднее 11 декабря 2021 года.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Поставщик обязан:
поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом".
Пунктом 4.4.6 контракта было предусмотрено, что заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией установлено, что в соответствии с условиями контракта поставщик был обязан поставить весь товар (поставка партиями контрактом не предусмотрена) в срок по 11.12.2021 включительно.
В регламентированный срок товар поставлен не был.
ООО "АСП ТРЕЙД" уведомило заказчика (исх. N 373 от 30.11.2021) о невозможности поставки товара в регламентированный контрактом срок, при этом обязалось поставить товара в срок до 30.12.2021.
30.12.2021 обществом товар поставлен, вместе с тем данный товар заказчиком не был принят по основаниям, изложенным в акте от 30.12.2021.
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком условий, предусмотренных контрактом, которое в тот же день было направлено поставщику по адресу, указанному в контракте, заказным письмом с простым уведомлением (идентификационный номер АО "Почта России" 64409963297492), а также по электронной почте.
Комиссия отмечает, что данное решение не было размещено заказчиком в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Заказчик разместил решение в реестре контрактов.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не получено поставщиком.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 30.01.2022 (дата по истечении 30 дней с момента размещения решения об одностороннем отказе на официальном сайте ЕИС), следовательно, в период с 31.01.2022 по 09.02.2022 (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации) поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.02.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 30.12.2021 с указанием даты расторжения 30.12.2021.
Указанное свидетельствует о том, что заказчиком нарушены требования части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, в части нарушения порядка расторжения контракта, что существенно отразилось на праве и возможности поставщика устранить допущенные нарушения.
3. Согласно пункту 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта установления заказчиком неисполнения условий контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 14.02.2021 в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 17.02.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 18.02.2022 в 10:40 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены пояснения (вх. N 1620э от 18.02.2022).
Комиссия, изучив представленные материалы, отмечает, что 12.01.2022 общество уведомило (исх. N 1) заказчика о поставке товара, соответствующего условиям контракта. Вместе с тем 19.01.2022 заказчик ответил обществу, что заказчик не сможет принять и оплатить товар в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на оплату по данному контракту.
Комиссия отмечает, что в силу вышеприведенных положений закона у поставщика еще имелось достаточное количество времени для устранения недостатков, такое право прямо предусмотрено законом. Отзыв лимитов бюджетных обязательств у заказчика не может умолять право, предусмотренное законом, особенно с учетом того, что заказчиком в материалы дела не представлено доказательств о невозможности перераспределения лимитов на 2022 год.
Материалами дела установлены существенные нарушения условий контракта, однако Комиссия усматривает в действиях общества направленность на исполнение условий контракта, в том числе с учетом действий общества в рамках устранения недостатков, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (25.01.2022 общество направило товар в адрес заказчика).
Установленные Комиссией обстоятельства в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются основанием для отказа во включении сведений об ООО "АСП ТРЕЙД" в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "АСП ТРЕЙД" ИНН 5403049600 (Комсомольская ул., д. 8, кв. 61, г. Новосибирск, 630066);
- о директоре "_" ИНН 540302734208.
2. Признать в действиях Министерства финансов Омской области нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения сведений должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 февраля 2022 г. N РНП-55-42/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022