Резолютивная часть решения объявлена "18" февраля 2022 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "21" февраля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Заседание проведено:
- в отсутствии представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 15.02.2022 N 5-276);
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области Жаровой Е.В. (копия доверенности N 121-вн от 16.02.2022), Спирина В.В. (копия доверенности N 122-вн от 16.02.2022),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (679000, г. Биробиджан ул. Волочаевская, д. 41, ИНН 7901023581) на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 25Г ИНН 7901526962), о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущее содержание уличного освещения городского округа" (извещение от 05.02.2022 N 0178300000222000004), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" от 11.02.2022 N 22 (вход. от 11.02.2022 N 02/5-226) на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - Заказчик) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущее содержание уличного освещения городского округа" (извещение от 05.02.2022 N 0178300000222000004).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "Чистый город" указано, что Заказчиком в локально-сметном расчете, являющимся приложением расчета НМЦК, самостоятельно внесены изменения в единичные расценки и исключены затраты. Требования к качеству и объему выполняемых работ, установленных в Техническом задании, не соответствует объемам и стоимости работ, определенных в локально-сметном расчете, являющимся приложением расчета НМЦК. Кроме того, в Техническом задании в нарушение требований Закона о контрактной системе установлены дополнительные штрафы. Также Заказчиком в Техническом задании указан Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12.05.1988 г. N 120 "Об утверждении и введении в действие "Указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов", который признан не действующим.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение Заказчика по жалобе Заявителя (вход. N 02/5-252 от 17.02.2022), в котором указано следующее:
"Положения пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не подлежат применению, поскольку с 01.01.2022 утратили силу.
Описание объекта закупки. Техническое задание, приложенное к извещению N 0178300000222000004 электронного аукциона на текущее содержание уличного освещения городского округа составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Сметные нормы необходимых ресурсов в сторону уменьшения не корректировались, а разработаны исходя из соответствия технологии производства работ, которые отражены в локальном сметном расчете (Приложение N 1) п. 17 и заложена (отражена) цена на все комплекты подвесок (общее количество) и дополнительно включены 2 комплекта простого анкерного крепления (на концевые опоры), а именно: по норме расхода на 1050 м. необходимое общее количество комплектов подвески составляет - 29 шт., и основываясь на том, что работы запланированы на достаточной большой длине и трасса проходит не прямолинейно, а имеет три поворота, поэтому дополнительно в п. 17.1 внесены 3 комплекта простого анкерного крепления (с учетом этих поворотов трассы), и убраны 6 комплектов промежуточной подвески из общего количества, следовательно, общее количество комплектов подвески (промежуточной и анкерного крепления) на данную длину составила: 24 промежуточных и 5 анкерных креплений подвески (две концевые и три промежуточные опоры), что не нарушает технологию производства работ и соответствует общей комплектности по монтажу подвески СИП, на указанную длину провода.
По абзацу 18 по п. 2.4.2 Технического задания, мероприятия указанные заявителем, описывают общие требования типовых работ, которые могут возникнуть в процессе обслуживания, и в нем же прописаны конкретные взаимодействия и уточняются что по пунктам - п.1, п.2, и т.д. выполняется требования по согласованности или по требованию заказчика, а не устанавливают строгое выполнение данных осмотров, то есть осмотры осуществляются по необходимости, с учетом запланированных мероприятий и объемом работ по смете.
По абзацу 30, где указана протяженность улиц округа, ссылки на данные требования, что необходимо осуществлять ежемесячные объезды на данные расстояния нами не устанавливаются, в данном разделе указываются перечень объектов, на которых необходимо проводить работы определенных в сметном расчете.
В абзаце 31 определен обход, который необходимо осуществлять по заявкам заказчика, также техническим заданием мы не требуем и не предусматриваем составления графика ежемесячных осмотров и объездов ВЛ-0,38 кВ.
На замечания указанные в абзаце 33 поясняем, что Заказчиком указаны типовые мероприятия, которые описывает заявитель из п. 2.5. Технического задания - по предоставлению документации о приеме-передачи выполненных работ, предоставление актов профилактических испытаний и измерений в электроустановках, таковые в комплекте уличного освещения физически отсутствуют и не принадлежат к составу уличного освещения, работы по данному направлению возникнуть не могут и сметном расчете не запланированы.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное считаем, что нами не нарушены требования к качеству и объему запланированных работ по обслуживанию объектов уличного освещения городского округа, установленных Техническим заданием, а также не нарушен состав (комплект) и содержание документации по проведению электронного аукциона.
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12.05.1988 N 120 "Об утверждении и введение в действие "Указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов" определяет общую организацию по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, при описаниях общей организации и требований к эксплуатации и содержанию наружного освещения имеются ссылки на действующие Госты. По факту Стороны контракта регламентируются действующими требования Гостов, а положениями указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов", только в организационной части, и будет нами выведен из использования при утверждении новой инструкции, которая на настоящий момент в Министерстве не разработана и не принята.
Кроме того, Заказчиком определено в Техническом задании, что перед применением указанных документов Подрядчик обязан проверить их актуальность.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе Заявителю как участнику закупки предоставлялось право направить с использованием электронной площадки Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона. Однако названным правом Заявитель не воспользовался.
Согласно протоколу подведения итогов названного электронного аукциона от 16.02.2022 допущено 2 участника закупки. Действия Заказчика не повлекли ограничение конкуренции."
На Заседании Комиссии представители Заказчика доводы, изложенные в возражении, поддержали в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражения Заказчика, заслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
05 февраля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу http://www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178300000222000004 и документация об электронном аукционе. В извещении о проведении электронном аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ 223790152696279010100100530014321244;
- наименование объекта закупки: Текущее содержание уличного освещения городского округа;
- начальная (максимальная) цена контракта: 3 000 000,00 руб.;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.02.2022.
1. В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Еврейское УФАС России не наделено полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании вышеизложенного, довод жалобы в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта подлежит направлению в Финансовое управление мэрии муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области для проведения мероприятий в части их компетенции.
2. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Письмам Министерства Финансов Российской Федерации от 31.07.2020 N 24-02-08/67275, от 29.06.2020 N 24-02-08/55908, от 05.06.2020 N 24-02-08/48469, от 28.04.2020 N 24-02-08/34702 указано следующее:
"_Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в случае если требования к характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг связаны с определением соответствия таких товаров, работ, услуг потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении таких требований в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо отметить, что заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке_".
Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Участником закупки могло выступить любое лицо, готовое выполнить работы, отвечающие требованиям, установленным в описании объекта закупки, и удовлетворяющие потребностям заказчика.
Формируя данные требования в описании объекта закупки, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в выполнении работ.
Доказательств невозможности выполнения объемов работ, указанных в описании объекта закупки, а также ограничения количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке, Заявителем не предоставлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2022 NИЭА1 допущено две заявки (идентификационные номера участников 67 и 73), признанные соответствующими требованиям, установленным Заказчиком.
Запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении и электронного аукциона не поступало.
Таким образом, данный довод жалобы не обоснован.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Установлено, что Заказчиком в п. 2.5. "Требования к результатам работ" р. 2 "Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости) объекта закупки, перечень и объём работ, используемые товары (материалы) и условия применения товаров (материалов) и выполнения работ" описания объекта закупки установлены требования к результатам работ, а именно:
"_Критерием оценки и приемки работ является 90% горения светильников на обследованном в ходе контрольного осмотра объекте (объектах) (далее показатель). В случае, если при приемке работ в ходе контрольного осмотра на обследованном объекте (объектах) показатель в вечернем режиме горения составляет менее 90%, данный факт является основанием для уменьшения оплаты. Уменьшение оплаты производится из расчета 1% от месячной суммы платежа за каждый процент снижения показателя. При неработающих двух светильниках подряд на одном объекте удерживается сумма равная 0,1 % от месячной суммы за каждый выявленный факт.
Сумма всех удержаний (штрафов) ограничена размером штрафа установленного контрактом_"
Правилами описания объекта закупки, установленными ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено включение условий ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в описание объекта закупки.
В заседании представители Заказчика пояснили, что включение условий ответственности указано в описании объекта закупки вследствие технической ошибки, при заключении контракта данная ошибка будет устранена.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Установлено, что Заказчиком в п. 11 Приложения N 1 к описанию объекта закупки установлено следующее:
11 |
Приказ Минжилкомхоза РСФСР |
от 12.05.1988 N 120 |
Указания по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов |
Комиссией установлено, что согласно п. 118 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 857 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации", Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12.05.1988 г. N 120 "Об утверждении и введении в действие "Указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов" признан не действующим.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" от на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущее содержание уличного освещения городского округа" (извещение от 05.02.2022 N 0178300000222000004) признать необоснованной.
2. Муниципальному заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области при заключении контракта учесть замечания, установленные в пунктах 2, 3 настоящего решения.
Все действия по заключению контракта совершить в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 21 февраля 2022 г. N 079/06/106-05/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022