Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:.; Членов Комиссии:.;
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференции в присутствии:
представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови" -. по доверенности,
представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -. по доверенности,
представители индивидуального предпринимателя Гуляева А.Г. на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гуляева А.Г. на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови" при проведении электронного аукциона на поставку наконечников на пипетирующий манипулятор (номер извещения N0853500000322000182),
УСТАНОВИЛА:
22.02.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Гуляева А.Г. (далее - Заявитель, ИП Гуляев А.Г.) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови" (далее - Заказчик, ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови") при проведении электронного аукциона на поставку наконечников на пипетирующий манипулятор (номер извещения N0853500000322000182) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что документация об электронном аукционе утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Гуляева А.Г. в сфере предпринимательской деятельности, а именно, Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона необоснованно установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, при наличии установленных ограничений оператор электронной площадки не допускает заявки с иностранным товаром, если отсутствует товар российского происхождения.
Представитель Заказчика пояснил, что, наконечник на пипетирующий манипулятор представляет собой наконечник, предназначенный для анализатора автоматического модульного Freedom EVO, имеющегося у Заказчика. Наконечники располагаются в специальном штативе, в каждом штативе 96 наконечников. Наконечники изготовлены из полипропилена проводящего, имеют фильтр класса - HEPA с характеристиками MPPS - 98.1%, в том числе способность определения уровня жидкости по изменению проводимости - отдельно для каждого наконечника. Описывая объект закупки, Заказчик указал необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, как и требует норма п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Техническое задание составлено согласно установленным требованиям национальной системой стандартизации и другими нормативно-правовыми документами. Также на основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик указывает минимальные и максимальные показатели объекта закупки. Кроме того, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как закупаемый товар - "наконечник на пипетирующий манипулятор" - отнесен к ОКПД 2 - 22.22.14.000 (Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс), в свою очередь, применяемый код указан в Перечне товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 617. Таким образом, действия Заказчика в части установления ограничений в соответствии с требованиями ст. 14 Закона о контрактной системе правомерны. Тезис, указанный в жалобе Заявителя о том, что при наличии ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 617, оператор площадки автоматически не допускает заявки с иностранным товаром, даже если нет аналогичных российских товаров, также, по мнению Заказчика, является недостоверным, поскольку на участие в настоящей закупке было подано 8 заявок. Всеми участниками предложен товар иностранного происхождения (Германия, Швейцария, Китай и др.). Заказчик отметил, что ИП Гуляев А.Г. на сегодняшний день является победителем электронного аукциона Заказчика (извещение N 0853500000321011557) и с ним заключен Гражданско-правовой договор N 0853500000321011557 от "28" января 2022 года на поставку наконечников на пипетирующий манипулятор, то есть на аналогичную продукцию.
Представитель Уполномоченного органа доводы Заказчика поддержал в полном объеме, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
16.02.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение об электронном аукционе на поставку наконечников на пипетирующий манипулятор (номер извещения N0853500000322000182).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 252 480,00 рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона утверждено Заказчиком.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30.04.2020 г. в целях реализации указанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров.
Пунктом 9 Постановления N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Комиссией контрольного органа из представленных в материалы дела документов установлено, что Заказчиком в Извещении и в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены настоящие ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 617.
Согласно п. 4 Постановления N 617, ограничения, установленные постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Заказчиком при проведении закупки выбран код ОКПД2 22.22.14.000 "Изделия резиновые и пластмассовые - Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс".
Действие Постановления N 617 на дату размещения заказчиком извещения о проведении закупки N0853500000322000182 распространяется, в том числе, на код ОКПД 22.22.14.000 "Изделия резиновые и пластмассовые - Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс".
Таким образом, установленные Заказчиком ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N 617 не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе. Иное документально не подтверждено. Довод Заявителя признается необоснованным.
Относительно довода Заявителя о том, что при наличии установленных ограничений оператор электронной площадки не допускает заявки с иностранным товаром, если в реестре отсутствует товар российского происхождения, Комиссия Оренбургского УФАС России принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии с представленными в материалы дела заявками участников настоящего аукциона, Протоколом подачи ценовых предложений от 24.02.2022 NЦПА1, а также пояснениями представителей Заказчика и Уполномоченного органа, на участие в настоящем аукционе подано 8 заявок. Из содержания состава заявок Комиссией установлено, что участниками предложены к поставке товары со страной происхождения: Швейцарская конфедерация (заявка N1), Федеративная Республика Германия (заявка N2), Китайская Народная Республика (заявка N3), Китайская Народная Республика (заявка 34), Швейцария (заявка N5), Германия (заявка N6), Федеративная Республика Германия (заявка N7), Германия (заявка N8).
В этой связи, требования пункта 2 Постановления N 617 Заказчиком не применяются, к подаче ценовых предложений допускаются все участники настоящего аукциона.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем - ИП Гуляевым А.Г. не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, а также доказательств того, каким образом действия заказчика, уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы, доказательств наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Гуляева А.Г. на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови" при проведении электронного аукциона на поставку наконечников на пипетирующий манипулятор (номер извещения N0853500000322000182), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 февраля 2022 г. N 056/06/14-156/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022