Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Новое время", по доверенности;
в присутствии:
- представителя министерства имущественных отношений Кировской области, по доверенности,
рассмотрев материалы министерства имущественных отношений Кировской области о включении сведений об ООО "Новое время" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
УСТАНОВИЛА:
21.02.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от министерства имущественных отношений Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Новое время" (далее - Победитель электронного аукциона, Общество) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники (извещение N 0340200003322000180).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 01.03.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении материалов РНП, указал, что Победителем электронного аукциона признано ООО "Новое время", которое в регламентированный срок не подписало проект контракта, не предоставило обеспечение исполнения контракта или информацию о добросовестности, не направило протокол разногласий, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании его уклонившимся от заключения контракта. Также представитель Заказчика пояснил, что данный государственный контракт заключается со вторым участником закупки.
Представитель Победителя электронного аукциона подтвердил письменные пояснения, сообщил, что из-за болезни ответственного сотрудника не смог подписать проект Контракта в регламентированный срок, однако до момента размещения Заказчиком протокола, о признании Общества уклонившимся от подписания Контракта, разместил подписанный проект Контракта в единой информационной системе. В качестве подтверждения болезни ответственного сотрудника ООО "Новое время" представлены: приказ N 1 о назначении ответственного лица от 11.01.2021 г., положительный ПЦР тест от 17.02.2022 г. Оплатил обеспечение исполнения контракта в размере 10 192,18 руб. в соответствии с требованием извещения об электронном аукционе (платежное поручение N 67). Дополнительно Победитель электронного аукциона направил подписанный проект контракт и документ об оплате обеспечения курьерской службой в адрес Заказчика (Экспресс накладная N 0000457533481 от 18.02.2022 г.). Сообщил, что намерений уклоняться от заключения Контракта не было, просит не включать его в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "Новое время" от заключения контракта установлено следующее.
28.01.2022 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0340200003322000180 о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники; начальная (максимальная) цена контракта - 129 838,50 руб.; согласно вкладке "Общая информация" извещения о проведении электронного аукциона размер обеспечения исполнения контракта - 10,00% от цены, по которой заключается контракт (10 192,18 руб.).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.02.2022 г. N 0340200003322000180 комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии заявки ООО "Новое время" с лучшим ценовым предложением - 101 921,81 руб. (снижение НМЦК - 21%). Протокол размещен в ЕИС 08.02.2022 г.
В соответствии с п.п. 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе участник, с которым заключается контракт, который не выполнил требования, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе (то есть в установленный срок не подписал проект контракта либо не сформировал протокол разногласий), считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
10.02.2022 г. Заказчиком размещен проект контракта и направлен Победителю электронного аукциона для подписания в срок до 23-59 ч. 17.02.2022 г.
18.02.2022 г. в 00:00 час. от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", поскольку в установленный законом срок Общество проект контракта не подписало, протокол разногласий не направило.
Согласно журналу событий процедуры заключения контракта 18.02.2022 г. в 11:50 час. Победителем электронного аукциона размещен подписанный проект контракта.
Учитывая, что в регламентированный срок, проект контракта не подписан и не направленно обеспечение исполнения контракта, Заказчик 18.02.2022 г. в 15:00 час. признал ООО "Новое время" уклонившимся от заключения контракта, протокол размещен в ЕИС в этот же день в 16:22 час.
При рассмотрении материалов РНП представитель Общество сообщил, что при отсутствии ответственного сотрудника директор не сразу сориентировался в порядке подписания контракта, при этом, 18.02.2022 г. оплатили обеспечение исполнение контракта на сумму 10 192,18 руб. (платежное поручение N 67), однако банк перечислил оплату 21.02.2022 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Включение информации об Обществе при уклонении от заключения Контракта на сумму 101 921,81 руб. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком два года при таких обстоятельствах является не соразмерным характеру допущенного нарушения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Представленные в материалах дела пояснения и документы Общества свидетельствуют об отсутствии намерения Победителя электронного аукциона уклониться от заключения контракта, а именно: до принятия Заказчиком решения о признании Общества уклонившимся от подписания контракта, разместил подписанный проект Контракта в единой информационной системе, предпринял действия по оплате обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем требованию извещения об электронном аукционе, направил подписанный проект контракт и документ об оплате обеспечения курьерской службой в адрес Заказчика.
Нарушение регламентируемого срока подписания проекта Контракт из-за болезни ответственного сотрудника не свидетельствует о недобросовестном поведении Победителя электронного аукциона.
Таким образом, до признания Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, им были совершены действия, направленные на его подписание.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
ООО "Новое время" относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет 77 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Нарушение ООО "Новое время" своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "Новое время" в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Кроме того, согласно информации размещенной в ЕИС 01.03.2022 г. подписан проект контракта вторым участником закупки - ООО "Офис и Стиль". Цена контракта составила 102 571,00 руб.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Победителя электронного аукциона, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Новое время" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством имущественных отношений Кировской области, в связи с уклонением ООО "Новое время" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники (извещение N 0340200003322000180), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 1 марта 2022 г. N 043/06/104-140/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022