Резолютивная часть решения оглашена 24.02.2022
В полном объеме решение изготовлено 01.03.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Отдел МВД России по Коркинскому району Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "АТЛАНТ", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение N 0369100016520000007) (далее - аукцион), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области (далее - Заказчик): Гашкова А.Ф., действующего на основании доверенности N 7 от 10.01.2022;
- в отсутствие представителей ООО "АТЛАНТ", уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей с 01.01.2022 (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 17.02.2022 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АТЛАНТ".
Согласно представленным документам, 10.09.2020 заказчик и ООО "АТЛАНТ" заключили контракт N 0369100016520000007 - 0228716 - 01 по итогам электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение N 0369100016520000007) по цене 3 929 801,64 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по оказанию услуг Обществом не исполнено, в связи с чем, 18.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 16.02.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.4 контракта N 0369100016520000007 - 0228716 - 01 предусмотрена возможность отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 13.6 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг по контракту: 5 (пять) дней и более.
Таким образом, право Заказчика на односторонний отказ от исполнения и расторжение контратка по основаниям, предусморенным гражданским законодательством для отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, установлено контрактом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) в период с 01 января 2022 по 01 апреля 2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" данной нормы) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 18.01.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 19.01.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 19.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом на адрес Поставщика, указанный в контракте, а также направлено Обществу электронной почтой.
Заказчиком в материалы дела не представлены документы, подтверждающие получение им надлежащего уведомления о вручении Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этой связи, в силу положений подпункта "в" части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ датой надлежащего уведомления ООО "АТЛАНТ" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату по истечении пятнадцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 04.02.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт следует считать расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик считает контракт расторгнутым - 14.02.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 16.02.2022 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "АТЛАНТ" 10.09.2020 посредством электронного документооборота заключен контракт N 0369100016520000007 - 0228716 - 01 на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (реестровый номер в ЕИС N 1741200212020000021) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 2.1. контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по ежедневной уборке служебных помещений (далее помещения) Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 1 к государственному контракту).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 3.1 контракта срок оказания услуг - с "01" января 2022 года по "31" августа 2022 года включительно согласно графика оказания услуг, указанного в техническом задании (приложение N1 к государственному контракту).
Приложением N 1 к контракту определено следующее: "Предмет государственного контракта: оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Место оказания услуг - служебные помещения на объектах Отдела МВД России по Коркинскому району Челябинской области согласно Перечня объектов недвижимости. Срок оказания услуг: с "01" января 2022 г. по "31" августа 2022 г. включительно, согласно графика оказания услуг. Объем услуг - в соответствии с техническим описанием услуг.
Также Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) определены Перечень объектов недвижимости Заказчика, на которых оказываются услуги по контракту.
Техническим описанием услуг (наименование услуг, описание, объем и периодичность оказываемых услуг) предусмотрена следующая периодичность оказания услуг: ежедневно в рабочие дни с 7-00 до 11-00 - уборка служебных кабинетов и помещений; уборка помещений дежурной части, холлов, коридоров, лестничных площадок, тамбуров; санузлов и прочих санитарных помещений (понедельник - пятница); 2 дня рабочих с 10-00 до 12-00 (среда, пятница) - уборка компьютерного класса РЭО ГИБДД, 3 дня рабочих - пн., ср., пят. с 8-30 до 12-00; 2 дня рабочих - вт., четверг с 10-00 до 13-00.
Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.01.2022 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему, Обществом не выполнены.
Заказчиком в связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту в адрес ООО "АТЛАНТ" направлены претензии N 59/48 от 05.01.2022, N 59/44-199 от 10.01.2022 с требованием приступить к оказанию услуг по контракту.
Претензии оставлены Исполнителем без ответа, Общество к оказанию услуг по контракту не приступило.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Принимая во внимание представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Обществом не предприняты действия, направленные на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению государственного контракта.
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что к сроку окончания выполнения работ, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения Обществом обязательств обоснованно с учетом положений действующего гражданского законодательства РФ.
При этом, отмечает Комиссия, объекты недвижимости Заказчика, на которых должна осуществляться уборка помещений, являются социально-значимыми, и оказание услуг по контракту требует повышенной ответственности при его исполнении.
Учитывая изложенное в сосовкупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "АТЛАНТ", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Отдел МВД России по Коркинскому району Челябинской области об участнике электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ" (654007, Кемеровская область- Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Кирова, д. 39, офис 3, ИНН/КПП 4217197102/421701001) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре и участнике ООО "АТЛАНТ" - Зак Юлии Вадимовне (ИНН 422102779538) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 марта 2022 г. N 074/06/104-387/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022