Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>,
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
При участии в режиме видеоконференцсвязи представителей от Заявителя, Уполномоченного органа и Заказчиков,
рассмотрев жалобу ООО "Синегорье-Авто" на действия Заказчиков, при осуществлении совместной закупки способом электронного аукциона на "Поставка пассажирских автобусов", начальная (максимальная) цена контракта - 582 057 300,00 рублей (извещение N 0190200000322000262) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вход. N 877 от 16.02.2022) на действия Заказчиков.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган и Заказчики с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 31.01.2022 15:05 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 16.02.2022 10:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 16.02.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.02.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1. Что по совокупности установленных Заказчиками в техническом задании требований к закупаемому товару, соответствует единственному производителю.
2. Заказчики в пункте 4 части II "Дополнительные характеристики товара" Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки) включает 3 существенных дополнительных параметра и в нарушении пункта 6 Правил использования КТРУ, не приводит обоснование необходимости использования данных дополнительных параметров.
3. Проект контракта сформирован заказчиками без учета типового контракта, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2020 N 1152.
4. Заказчиками указаны противоречащие друг другу технические параметры, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
5. Заказчики неправомерно включили в одновременно с поставкой 33 автобусов поставку 231 шины.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода жалобы.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложении N 1 к извещению о проведении закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара) "пассажирских автобусов".
В своей жалобе Заявитель пояснил, что в совокупности установленные Заказчиками технические характеристики закупаемого товара, соответствуют автобусу МАЗ-206.
Из возражений Уполномоченного органа, а так же из возражений Заказчиков, высказанных при проведении комиссии следует, что Заказчиками обеспечено соответствие характеристикам следующих единиц техники: МАЗ 206, НЕФАЗ 4299-30-52, LOTOS 206
Изучив представленные Заявителями и Уполномоченным органом доводы и техническое задание Комиссия установила, что под указанные Заказчиками характеристики подпадает МАЗ 206, КАМАЗ 4299-30-52, LOTOS 206, однако в соответствии с извещением о проведении закупки N 0190200000322000262 Заказчиками установлен запрет на продукцию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства". Кроме того в соответствии с пп. 10 п. 2 Приложения N 3 к извещению о проведении закупки заявка на участие в электронном аукционе должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
(В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами).
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы автобусы МАЗ-206 зарегистрирован в евразийском реестре промышленных товаров, тогда как автобусы КАМАЗ 4299-30-52 и LOTOS 206, по характеристикам полностью соответствующие потребности Заказчиков, не зарегистрированы ни в реестре российской промышленной продукции, ни в евразийском реестре промышленных товаров, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что в совокупности установленных характеристик и запретов по закупке по потребности Заказчиков может быть предложен только автобус МАЗ-206.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представителями Заказчиков и Уполномоченного органа не представлено документов, подтверждающих наличие на рынке иных производителей, соответствующих всей совокупности установленных Заказчиками требований к товару.
На основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении со стороны Заказчиков в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки соответствует продукции конкретного производителя.
Дополнительно Комиссия отмечает, что данная позиция подтверждается различной правоприменительной практикой а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению требований п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчиков имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения в соответствие с действующим законодательством.
В отношении второго довода.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении аукциона, Заказчиками используется код 29.10.30.00000000005 "Автобус".
Заказчик, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, включил в описание объекта закупки дополнительные характеристики товара, в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При изучении Приложения N 1.1 к извещению о проведении закупки Комиссией установлено, что в нем имеется обоснование применения дополнительных характеристик.
Комиссия обращает внимание, что ни Законом о контрактной системе, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрена определенная форма обоснования включения дополнительных требований и характеристик, тем самым при формировании описания объекта закупки, законодатель предоставляет возможность и право Заказчику самостоятельно указать обоснование в произвольной форме.
В связи с указанными обстоятельствами довод заявителя является необоснованным.
В отношении третьего довода.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Как следует из довода жалобы Заявителя, Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2020 N 1152 утвержден, в том числе типовой контракт на поставку автотранспортных средств. Вместе с тем, проект контракта сформирован заказчиком без учета типового контракта, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2020 N 1152.
По данному факту Комиссия сообщает, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседании комиссии не представил доказательств своего довода.
Поскольку Заявитель не представил доказательств того, что условия проекта контракта не соответствуют условиям типового контракта, Комиссия не усматривает в действиях Заказчиков нарушений законодательства о контрактной системе, следовательно довод является необоснованным.
В отношении четвертого довода.
Как указывает Заявитель Заказчиками в пункте 6 части I "Характеристики товара из КТРУ" Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки) указал, что количество посадочных мест 25 и < 30. Одновременно с вышеизложенным в пункте 1.4 части II "Дополнительные характеристики товара" Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки) Заказчик указывает, что количество посадочных мест должно быть не менее 25. Таким образом, Заказчиками указаны противоречащие друг другу технические параметры, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Относительно данного довода жалобы Комиссией не установлено наличие противоречащих друг другу показателей, так как согласно позиции каталога количество посадочных мест составляет "25 и <30", в дополнительных характеристиках "не менее 25", что не является противоречивым.
В связи с указанными обстоятельствами довод заявителя является необоснованным.
В отношении пятого довода.
Из довода жалобы следует, что Заказчики в пункте 7.2 части II "Дополнительные характеристики товара" Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки) указали, что вместе с каждым автобусом передается комплект шин в размер диска по числу колес, включая запасное. В соответствии с пунктом 1.2. Описания объекта закупки - колесная формула автобуса 4x2.
Количество автобусов - 33 штуки. Количество колес у автобуса - 6 (2 колеса на переднем мосту и 4 колеса (спаренные) на заднем мосту). Одно запасное колесо.
Таким образом, Заказчик неправомерно включил в одновременно с поставкой 33 автобусов поставку 231 шины.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров), технологически и функционально не связанной между собой.
Заказчиками, уполномоченным органом в нарушение вышеуказанной нормы, в один лот объединены товары функционально и технологически не связанные между собой, а именно Автобусы и шины.
Из возражений Уполномоченного органа и Заказчиков следует, что из извещения следует, что закупается автобус (Категория автобуса М3, Класс автобуса 1, Тип двигателя Газовый, Тип коробки передач Автомат, Тип привода Моноприводный), код позиции 29.10.30.000-00000005.
Шины являются неотъемлемой частью транспортного средства, эксплуатация которого невозможна без первых.
Указание шин, как и многих других показателей, в описании объекта закупки (приложение N 1) используется для обеспечения сохранности комплектации транспортного средства.
Например, возможна ситуация, при которой будет осуществлена поставка автобусов без запасных колес, тогда как полноразмерное запасное колесо предусмотрено комплектацией завода-изготовителя.
При изучении описания объекта закупки (Приложение N 1) Комиссией установлено, что в соответствии с п. 7 Описания объекта, Заказчиками осуществляется описание самого объекта закупки, а именно автобуса, где в соответствии с п. 7.1 и п. 7.2 в качестве характеристики установлено следующее:
7.1. |
Диски Стальные, дюйм |
|
Не менее 19,5 |
7.2. |
Комплект шин в размер диска по числу колес, включая запасное |
Наличие |
|
Комиссия сообщает, что "Комплект шин в размер диска по числу колес, включая запасное" является описанием одной из характеристик транспортного средства и его комплектации, что не противоречит Закону о контрактной системе.
В связи с указанными обстоятельствами довод заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Синегорье-Авто" на действия Заказчиков, при осуществлении совместной закупки способом электронного аукциона на "Поставка пассажирских автобусов", начальная (максимальная) цена контракта - 582 057 300,00 рублей (извещение N 0190200000322000262), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчиков обеспечить уведомление должностных лиц действовавших от имени заказчиков при формировании с использованием единой информационной системы, подписавших усиленной электронной подписью и разместивших в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190200000322000262) о необходимости представить в срок до 24.03.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 25.03.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 февраля 2022 г. N 089/06/33-114/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022