Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_."
"_."
"_."
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее также - БУЗОО "ОКБ", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МедЛайф" (далее также ООО "МедЛайф", общество, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0352200000821000759, заключенного 20.12.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала (маска кислородная)" (извещение N 0352200000821000759) (далее - электронный аукцион, контракт),
в отсутствие представителя поставщика, в надлежащем извещении которого о времени и месте рассмотрения обращения предприняты все необходимые меры,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - "_."
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 1986 от 28.02.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 17.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200000821000759 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 456 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.12.2021 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявки двух участников были признаны соответствующими требованиям установленным документацией об электронном аукционе, участником закупки с идентификационным номером 111027353 (ООО "МедЛайф") предложена наиболее низкая цена контракта 444600,00 руб.
Победителем признано ООО "МедЛайф".
20.12.2021 заказчиком заключен контракт N 0352200000821000759 на поставку медицинского расходного материала (маска кислородная), цена контракта 444 600,00 руб. который 24.12.2021 размещен на официальном сайте ЕИС.
08.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением сроков исполнения обязательств по контракту, которое в тот же день размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 2550201838521001164, номер дополнительной информации 0352200000822000001).
28.02.2022 контракт расторгнут, информация об одностороннем расторжении контракта в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, размещена на официальном сайте ЕИС 02.03.2022.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МедЛайф" подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3 раздела 8 "Порядок расторжения Контракта" контракта было предусмотрено:
"8.1. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон путем подписания соответствующего соглашения, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и настоящим контрактом".
В силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктами 1.1, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта", пунктом 2.2 раздела 2 "Цена контракта", подпунктом 4.1.1 пункта 4.1. раздела 4 "Права и обязанности сторон" контракта установлено:
"1.1. Заказчик поручает, а Поставщик обязуется поставить медицинский расходный материал (маска кислородная) (далее - Товар), в соответствии с настоящим контрактом и Спецификацией (Приложением к контракту). Наименование, количество, ассортимент и характеристика, страна происхождения и другие особенности Товара указываются в Спецификации (Приложении к контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения контракта. Поставка осуществляется по адресу: 644012, Российская Федерация, Омская область, город Омск, улица Березовая, дом 3 - БУЗОО "ОКБ" (склад аптеки).
2.2. Общая сумма настоящего контракта составляет 444 600,00 руб. (Четыреста сорок четыре тысячи шестьсот рублей 00 копеек), НДС не облагается на основании ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.1.1. произвести поставку Товара с соблюдением всех условий настоящего контракта, предварительно известив Заказчика о точном времени и дате телефонограммой или по факсимильной связи; в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему контракту незамедлительно письменно информировать об этом Заказчика".
Код ОКПД 2/КТРУ, наименование, характеристика, страна происхождения, количество и цена поставляемого товара были указаны в Спецификации (Приложение к контракту), которое являлось неотъемлемой частью контракта.
Комиссией установлено, что поставщик должен был поставить товар по контракту с 21.12.2021 по 28.12.2021 включительно, однако по состоянию на 14.01.2022 поставка не осуществлена, в связи с чем заказчиком направлена претензия (исх.N20 от 11.01.2022) в адрес поставщика с требованием об оплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Штраф не оплачен, поставка не осуществлена.
08.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту, а именно Обществом не выполнено условие по поставке товара.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 360)
с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона о контрактной системе;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено 08.02.2022 на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 2550201838521001164, номер дополнительной информации 0352200000822000001) и направлено обществу 08.02.2022 в адрес поставщика заказным письмом с простым уведомлением по адресу: 620143, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Машиностроителей, стр. 19, пом. 270. Согласно представленному в материалы дела отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64410667011406 письмо было вручено поставщику 15.02.2022.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 15.02.2022, о чем заказчику стало известно в тот же день путем отслеживания корреспонденции на сайте АО "Почта России".
Соответственно ООО "МедЛайф" в период с 16.02.2022 по 25.02.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
02.03.2022 на официальном сайте ЕИС заказчиком размещена информация о расторжении контракта с указанием даты расторжения контракта - 28.02.2022.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Омским УФАС России 01.03.2022 по адресу электронной почты ООО "МедЛайф" mlifetorg@inbox.ru указанному в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, а также заказным письмом по адресу ООО "МедЛайф", указанному в контракте: 620143, г. Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, стр. 19, офис 270/1 (исх. N 03-1450 от 01.03.2022), направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 03.03.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 04.03.2022 в 11 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Обществом письменные пояснения не представлены, представитель поставщика на заседание Комиссии не явился и видеоконференцсвязи не подключился, какие-либо ходатайства не заявлены.
Доказательств наличия у ООО "Партнер" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Учитывая, что обязательства по контракту на поставку медицинского расходного материала не исполнены, кроме того, поставщик не воспользовался своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия Омского УФАС России усматривает в действиях ООО "МедЛайф" направленность на несоблюдение условий контракта.
Действуя в рамках заключенного контракта, ООО "МедЛайф" должен осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, в данном случае средств федерального бюджета, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Представленные заказчиком документы свидетельствуют о том, что в установленный контрактом срок поставка медицинских расходных материалов не выполнена, более того, поставка товара не выполнена в установленный законодательством о контрактной системе срок для устранения недостатков, следовательно, Обществом нарушены существенные условия контракта - условие о сроке поставке товаров (медицинских расходных материалов).
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МедЛайф" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "МедЛайф" (620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, стр. 19, офис 270/1ИНН 6673245767, КПП 668601001),
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "МедЛайф" - Трифанове Дмитрие Александровиче (ИНН 667305394043).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.02.2022 |
03.03.2022 |
28.02.2022 |
0 |
28.02.2022 |
04.03.2022 |
04.03.2022 |
0 |
10.03.2022 |
10.03.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 марта 2022 г. N РНП-55-46/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022