На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Софьина О.В.
(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Арбитражного суда Центрального округа (далее - Аукционная комиссия) при проведении Арбитражным судом Центрального округа (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку легкового автомобиля (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0127100006921000026) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии участника Аукциона с идентификационным номером заявки 187 (далее - Участник) требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату публикации извещения об Аукционе).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 25.02.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.03.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.11.2021;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -3 000 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета,КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.11.2021;
6)в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе
Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка;
7)по результатам рассмотрения единственной заявки заявка
ООО "Автокласс Центр" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8)Заказчиком с ООО "Автокласс Центр" заключен государственный контракт от 01.12.2021 N ЭА/21-27 (реестровый номер государственного контракта в ЕИС 1320100398421000031).
1. Согласно доводу обращения Заявителя Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии Участника Аукциона требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе,а именно: количество баллов за выполнение (освоение) на территориии Российской Федерации соответствующих операций в отношениии предполагаемого к поставке товара менее 3200 баллов.
В соответствии с часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1)непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 29.10.2 "Автомобили легковые".
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка легкового автомобиля (далее - Товар), с кодом ОКПД2 29.10.23.000 "Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые".
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров,а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации,если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Согласно разделу 2 приложения к Постановлению N 719 к Товару с кодом ОКПД2 29.10.2 установлены требования в целях отнесения его к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Так, абзацем 5 пункта 5 примечания к Постановлению N 719 установлено, что для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Закона о контрактной системе при производстве каждой единицы продукции автомобилестроения должны выполняться операции (условия), которые в соответствии с требованиями, указанными в разделе 2 приложения к Постановлению N 719, оцениваются совокупным количеством баллов с 01.01.2021 не менее 3200 баллов для легковых автомобилей.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Участником в составе заявки, направляемой Заказчику, представлена выписка из реестра российской промышленной продукции от 28.10.2021 с реестровой записью N 3183\39\2021, содержащая информацию о совокупном количестве баллов в соответствии с требованиями Постановления N 719, равных 1506 баллам.
Также на заседании Комиссии установлено, что Аукционной комиссией протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.11.2021 N 0127100006921000026-2 заявка Участника признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Участника соответствующей Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с абзацем первым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым в ответ на направленную Заказчиком в Минпромторг России заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 19.10.2021 N 616A/16778/2021 (далее - Заявка) получено разрешение Минпромторга России от 02.11.2021
N 95839/20 (далее - Разрешение) на закупку товара "Легковой автомобиль".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616, в связи с тем, что Минпромторгом России выдано Заказчику Разрешение.
На заседании Комиссии установлено, что Заявка является приложением к Разрешению, при этом в Заявке установлено описание Товара, содержащее 9 характеристик транспортного средства, вместе с тем в техническом задании документации об Аукционе установлено описание Товара, содержащее 59 характеристик.
Пунктом 11 Постановления N 616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом о контрактной системе, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
Аналогичное положение об указании характеристик промышленного товара, идентичных характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России содержится в Разрешении.
Так, техническое задание документации об Аукционе для Товара установлены характеристики, в том числе: "индикатор прокола шин","освещение сектора поворота", "тонировка стекол второго и третьего ряда сидений, стекла двери багажника", при этом в Заявке вышеуказанные характеристики отсутствуют (в настоящем решении содержатся сведения, перечень которых не является исчерпывающим).
Таким образом Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики Товара, не предусмотренные Заявкой.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком осуществляется закупка Товара, в отношении которого Заказчиком не представлено соответствующее разрешение Минпромторга России, установленное абзацем первым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 616.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является поставка легкового автомобиля, включенного в Перечень Постановления N 616, а также отсутствие разрешения на закупку с характеристиками, указанными в техническом задании документации об Аукионе, документация об Аукционе должна содержать запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
Вместе с тем, документация об Аукционе вышеуказанный запрет не содержит.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64
Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145
утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Каталог, Правила использования каталога)
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям ЕИС в Каталоге содержится позиция с кодом 29.10.20.000-00000001 "Автомобиль легковой" с датой обязательного применения начиная с 03.07.2021.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены дополнительные характеристики закупаемого товара "Легковой автомобиль", такие как "цвет кузова","тонировка стекол второго и третьего ряда сидений, стекла двери багажника", "освещение сектора поворота", "индикатор прокола шин" (и т.д.), которые не предусмотрены позициями Каталога.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит обоснования установления указанных характеристик.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату вынесения решения), Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14,пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2022 г. N П-82/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022