Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" (далее - ЭМУП "Жилкомхоз") от 03.03.2022 Nб/н (вх. N968 от 03.03.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЗРВ" (далее - ООО "ЗРВ") в связи с уклонением ООО "ЗРВ" от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Раздаточная коробка Chevrolet Captiva", извещение N0507300000122000003 (далее - контракт, обращение),
при участии посредством веб-видеоконференции:
- <_> - представителя ООО "ЗРВ" по доверенности от 10.03.2022 Nб/н;
- <_> - представителя ЭМУП "Жилкомхоз" по доверенности от 10.03.2022 N27,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ЭМУП "Жилкомхоз" представлено обращение о включении сведений об ООО "ЗРВ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО "ЗРВ" от заключения контракта по результатам осуществления закупки.
ООО "ЗРВ" в письме от 10.03.2022 (вх. от 10.03.2022 N1346-э) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством веб-видеоконференции.
Коми УФАС России заявленное ООО "ЗРВ" ходатайство удовлетворено.
ООО "ЗРВ", ЭМУП "Жилкомхоз", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор) о дате, времени и способе рассмотрения обращения надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителя оператора не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил, пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось ЭМУП "Жилкомхоз".
Объект закупки - Раздаточная коробка Chevrolet Captiva.
Начальная (максимальная) цена контракта - 177 333,33 руб.
Источником финансирования закупки явились средства от приносящей доход деятельности ЭМУП "Жилкомхоз".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 10.02.2022.
Согласно извещению о проведении аукциона - дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.02.2022.
По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.02.2022 N0507300000122000003, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, в связи с чем, аукцион на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимся.
Победителем электронного аукциона было признано ООО "ЗРВ" - единственный участник закупки, заявка на участие которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
2.2. Согласно пункту 1 части 1, пункту 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в том числе, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей: контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае: заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5 - 7 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
В силу пункта 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи. При этом, если при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры закупка в соответствии с частью 8 статьи 52, частью 4 статьи 77 настоящего Федерального закона осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную пп. а)-е) настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.02.2022 N0507300000122000003 размещен в ЕИС 18.02.2022.
Согласно сведениям, представленным оператором в Коми УФАС России, заказчиком - ЭМУП "Жилкомзоз" 21.02.2022 направлен победителю электронного аукциона проект контракта на подпись.
В силу требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ООО "ЗРВ" в срок до 23 часов 59 минут 01.03.2022 необходимо было подписать контракт и представить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
ООО "ЗРВ" в регламентированные сроки контракт не был подписан, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, не представлен, в связи с чем, 02.03.2022 ООО "ЗРВ" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта размещен заказчиком в ЕИС 03.03.2022.
Комиссией Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ЭМУП "Жилкомхоз", в части соблюдения процедуры заключения контракта, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом уклонения от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки уклонился от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить процедуру заключения контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям ООО "ЗРВ", представленным в письме от 10.05.2022 (вх. от 10.03.2022 N1356-э) намерение уклониться от заключения контракта у ООО "ЗРВ" отсутствовало, участник был готов заключить контракт и исполнить его в полном объеме.
Однако, в ночь с 28.02.2022 по 01.03.2022 в арендуемом офисе ООО "ЗРВ" по адресу: <_.>, по вине другого арендатора произошло залитие бытовыми и человеческими отходами помещения, в результате чего пострадало серверное оборудование ООО "ЗРВ". В связи с поломкой серверного оборудования, у ООО "ЗРВ" отсутствовал доступ к сети Интернет, компьютеры не работали, частично отсутствовало электричество и телефонная связь, поэтому отсутствовала техническая возможность подписать контракт.
Факт залива офисного помещения ООО "ЗРВ" подтверждается актом N1 о последствиях залива нежилого помещения, согласно которому были повреждены: сервер N1, сервер N2, маршрутизатор, полы и стены залиты бытовыми и человеческими отходами.
В материалы обращения представлен договор аренды от 16.02.2022, подтверждающий факт аренды ООО "ЗРВ" у индивидуального предпринимателя Спорыхиной Ю.В. нежилого помещения по адресу: <_.>.
Также ООО "ЗРВ" в материалы обращения представлены акты выполненных работ по очистке офисного помещения, платежные поручения, подтверждающие оплату данных работ.
Кроме того, представлено платежное поручение от 02.03.2022 N4541 по оплате услуг по восстановительным работам сервера на сумму 11500,00 руб., и товарная накладная от 01.03.2022 NV012785922 на SSD накопитель на сумму 20990,00 руб.
Таким образом, ООО "ЗРВ" были предприняты всевозможные меры по устранению технических неполадок, препятствующих подписанию контракта, однако устранить их представилось возможным лишь за пределами регламентированного для подписания контракта срока.
ЭМУП "Жилкомоз" в письме от 10.03.2022 N1164 (вх. от 10.03.2022 N1353-э) указано, что незаключение контракта повлекло за собой простой автомобильного средства. На заседании Комиссии Коми УФАС России представителем заказчика указано, что ЭМУП "Жилкомхоз" не настаивает на включении сведений об ООО "ЗРВ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ЭМУП "Жилкомхоз" в части определения победителя аукциона, а также в части соблюдения процедуры направления проекта контракта участнику - победителю закупки, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
ООО "ЗРВ" в Коми УФАС России представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта: незаключение контракта связано с техническим сбоем в результате залива офисного помещения, арендуемого участником, и повреждения серверного оборудования, необходимого для подписания контракта.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла у ООО "ЗРВ", направленного на незаключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "ЗРВ" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "б" пункта 14 Правил,
РЕШИЛА:
1. Отказать ЭМУП "Жилкомхоз" (ИНН: 1121001681) во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ЗРВ" (ИНН 3662264057) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ЭМУП "Жилкомхоз" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 марта 2022 г. N РНП-11-41
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2022