Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казённого предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (далее - МКП "Жилкомсервис") от 04.03.2022 N3 (вх. N1022 от 05.03.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕХНО-М" (далее - ООО "ТЕХНО-М") в связи с уклонением ООО "ТЕХНО-М" от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка запасных частей для двигателя 3Д6 в ассортименте", извещение N0507600003222000003 (далее - контракт, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) МКП "Жилкомсервис" представлено обращение о включении сведений об ООО "ТЕХНО-М" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО "ТЕХНО-М" от заключения контракта по результатам осуществления закупки.
ООО "ТЕХНО-М", МКП "Жилкомсервис", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор) о дате, времени и месте рассмотрения обращения надлежащим образом извещены.
ООО "ТЕХНО-М" в письме от 11.03.2022 N11/03-22 (вх. от 15.03.2022 N1454-э) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя участника в связи с удаленностью местонахождения.
МКП "Жилкомсервис" в письме от 15.03.2022 N404 (вх. от 15.03.2022 N1146) также просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя заказчика.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителей сторон не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил, пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось МКП "Жилкомсервис".
Объект закупки - Поставка запасных частей для двигателя 3Д6 в ассортименте.
Начальная (максимальная) цена контракта - 393 203,35 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 07.02.2022.
Согласно извещению о проведении аукциона - дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.02.2022.
По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2022 N0507600003222000003, ООО "ТЕХНО-М" было признано победителем электронного аукциона с ценовым предложением в размере 265412,09 руб. (Двести шестьдесят пять тысяч четыреста двенадцать рублей 09 копеек).
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную пп. а)-е) настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2022 N0507600003222000003 размещен в ЕИС 16.02.2022.
Согласно сведениям, представленным оператором в Коми УФАС России, заказчиком - МКП "Жилкомсервис" 18.02.2022 направлен победителю электронного аукциона проект контракта на подпись.
В силу требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ООО "ТЕХНО-М" в срок до 23 часов 59 минут 25.02.2022 необходимо было подписать контракт и представить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
22.02.2022 ООО "ТЕХНО-М" был подписан электронной цифровой подписью проект контракта и представлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно: платежное поручение от 22.02.2022 N106 на сумму 13 270,60 рублей (в размере 5% от цены контракта).
Однако, начальная (максимальная) цена контракта участником - ООО "ТЕХНО-М" была снижена более чем на 25%, следовательно, в силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе участнику необходимо было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в связи с тем, что участником не было представлено обеспечение исполнения контракта, на основании части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе, ООО "ТЕХНО-М" было признано уклонившимся от заключения контракта.
28.02.2022 в ЕИС сформирован и размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.02.2022 NППУ20_1, содержащий всю необходимую информацию, предусмотренную пп. "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКП "Жилкомсервис" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом уклонения от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки уклонился от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить процедуру заключения контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям ООО "ТЕХНО-М", представленным в письме б/д б/н (вх. от 15.03.2022 N1455-э) намерение уклониться от заключения контракта у ООО "ТЕХНО-М" отсутствовало, участник был готов заключить контракт и исполнить его в полном объеме.
22.02.2022, то есть в законодательно установленный срок, участником - ООО "ТЕХНО-М" был подписан проект контракта и представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения контракта - платежное поручение от 22.02.2022 на сумму 13270,60 рублей, то есть в размере 5% от предложенной цены контракта.
28.02.2022 ООО "ТЕХНО-М" получило информацию о том, что общество признали уклонившимся от заключения контракта.
В ходе разбирательств в случившемся, ООО "ТЕХНО-М" было установлено, что ими не был учтен факт снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%, в связи с чем, необходимо было представить обеспечение в полуторном размере.
После обнаружения данного факта ООО "ТЕХНО-М" платежным поручением от 28.02.2022 N111 были направлены недостающие денежные средства в размере 6635,30 руб. в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако факт предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, несоответствующем части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, был обнаружен ООО "ТЕХНО-М" за пределами регламентированного для подписания контракта срока.
На основании вышеизложенного, ООО "ТЕХНО-М" просит не включать сведения об участнике - ООО "ТЕХНО-М" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как намерение уклониться от заключения контракта у участника отсутствовало, контракт был подписан в законодательно установленные сроки.
МКП "Жилкомсервис" в письме от 11.03.2022 N280 (вх. от 11.03.2022 N1368-э, от 11.03.2022 N1092) указано, что на получение денежных средств от ООО "ТЕХНО-М" в качестве обеспечения исполнения контракта 22.02.2022 и 28.02.2022 на общую сумму 19905,90 руб.
Негативные последствия в результате действий ООО "ТЕХНО-М" выражаются в смещении на более поздний срок даты поставки необходимых для МКП "Жилкомсервис" запчастей в результате заключения контракта со вторым участником - обществом с ограниченной ответственностью "Судовые запчасти".
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - МКП "Жилкомсервис" в части определения победителя аукциона, а также в части соблюдения процедуры направления проекта контракта участнику - победителю закупки, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
ООО "ТЕХНО-М" в Коми УФАС России представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта: контракт был подписан в законодательно установленные сроки, представлено обеспечение исполнения контракта в размере 5% от цены контракта, однако участником не были учтены положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, в связи со снижением начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла у ООО "ТЕХНО-М", направленного на уклонение от заключения контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "ТЕХНО-М" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "б" пункта 14 Правил,
РЕШИЛА:
1. Отказать МКП "Жилкомсервис" (ИНН: 1101430883) во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕХНО-М" (юридический адрес: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Ивана Быстрых, д. 2А, офис 3/3; ИНН 1839009920, КПП 183901001; <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика -МКП "Жилкомсервис" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 марта 2022 г. N РНП-11-43
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022