Комиссия по контролю в сфере закупок Владимирского УФАС России, в составе:
_.. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_.заместителя начальника отдела;
_. главного специалиста-эксперта,
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), рассмотрела обращение ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" (далее - ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница", заказчик) о включении информации об ООО "ПСК Партнер" (адрес: 142802, Московская область, г. Ступино, ул. Чайковского, д. 23, кв. 39 ОГРН: 1187746161041, ИНН: 7743243768, КПП: 504501001) в реестр недобросовестных поставщиков, в присутствии представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела заявителя ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" - _. (доверенность от 04.03.2022 г. N2), _. (доверенность от 04.03.2022 г. N1) в присутствии представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела лица, в отношении которого подано заявление ООО "ПСК Партнер"- _.. (доверенность от 03.03.2022 г. б/н).
05.03.2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 09.03.2022 г.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" о включении информации об ООО "ПСК Партнер" ( далее- Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 05.04.2021 года.
05.04.2021 г. между ООО "ПСК "Партнер" и ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" был заключен государственный контракт N0128200000121001708_236621 согласно которому подрядчик ООО "ПСК "Партнер" в срок до 01.09.2021 г. обязался выполнить работы по капитальному ремонту Иваново-Эсинской участковой поликлиники.
ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" на сегодняшний день приняло решение об одностороннем расторжении контракта по следующим причинам:
1. Работы по капитальному ремонту поликлиники выполнены подрядчиком на общую сумму 6 444 397 руб. (шесть миллионов четыреста сорок четыре тысячи триста девяносто семь) руб. 72 кои., что составляет 29.4 (двадцать девять целых четыре десятых) процента от общего объема работ, то есть менее одной трети от общего объема.
2. Срок исполнения работ согласно условиям контракта - 01 сентября 2021 г. Период времени с момента окончания исполнения работ (просроченный период времени), предусмотренных контрактом, на сегодняшний день составил 5 месяцев 2 дня.
3. Демонтаж кровельного покрытия в период с июля 2021 г. по ноябрь 2021 г. повлек за собой многочисленные протечки внутренних помещений и коридоров поликлиники, в результате чего па стенах и потолке помещений образовались следы плесени и грибка, вследствие чего медицинскому учреждению был нанесен значительный материальный ущерб. По данной причине оказание медицинской помощи в здании Иваново - Эсвнской поликлиники было приостановлено органами Роспотребнадзора и ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" был причинен имущественный ущерб в виде упущенной прибыли.
4. Со 02.06.2021 года в отношении ООО "ПСК "Партнер" со стороны ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" ведется периодическая претензионная работа. Многие претензионные письма остались проигнорированы. В гарантийном письме от 03.09.2021 г. подрядчик обязался исполнить государственный контракт до 01.11.2021 г., что так же им сделано не было.
5. 07.12.2021 г. в адрес заказчика поступило гарантийное письмо, согласно которому подрядчик обязался завершить работы по капитальному ремонту' в срок до 30.04.2022 г., то есть менее чем за пять месяцев. За период с 07.12.2021 г. по 01.02.2022 г., то есть чуть менее двух месяцев, подрядчиком были выполнены работы на общую сумму 888 623 (восемьсот восемьдесят восемь тысяч шестьсот двадцать три) рубля 03 коп., что составляет лишь 4.05 (четыре целых пять сотых) процента от общего объема работ. Данный факт позволяет заказчику сделать вывод о том. что подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание её к 30.04.2022 г. становится явно невозможным (ч.2. ст.715 ГК РФ).
6. В адрес подрядчика был направлен график проведения работ, разработанный заказчиком. Подрядчику было предложено ознакомится и подписать данный график. В свою очередь подрядчик ознакомился с графиком и направил в адрес заказчика график, отличный от графика, разработанного медицинским учреждением. График, направленный подрядчиком заказчика не устроил. Таким образом, на сегодняшний день график, разработанный заказчиком подрядчиком не согласован и не подписан.
7. 19.01.2022 г. и 27.01.2022 г. в адрес ООО "ПСК "Партнер" были направлены очередные претензионные письма, в которых подрядчику было предложено выполнить работы по капитальному ремонту за январь 2022 г.. а именно выполнять работы по монтажу уличных дверей, а также работы по утеплению перекрытия первого этажа здания поликлиники. На сегодняшний день вышеуказанные работы не выполнены. Доказательств по закупке материалов в адрес медицинского учреждения не предоставлено.
Таким образом, на 03.02.2022 г. неисполненные обязательства по капитальному ремонту поликлиники со стороны подрядчика составляют 70.6 (семьдесят целых шесть десятых) процента от общего объема работ, что по мнению ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" является существенным нарушением условий контракта. На взгляд заказчика данный объем работ за февраль - апрель 2022 г. подрядчик выполнить не сможет. Затягивание процесса расторжения контракта приводит к невозможности оказания медицинской помощи прикрепленному населению и как следствие ставит под угрозу жизнь и здоровье местных жителей.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в системе ЕИС 04.02.2022 г., а направлено заказным письмом 05.02.2022 г.
По истечении 15 дней с момента размещения решения, то есть 19.02.2022 г. у ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" отсутствовали какие-либо подтверждения о вручении подрядчику заказного письма, либо информации об отсутствии ООО "ПСК "Партнер" по адресу, указанному в контракте.
Таким образом, согласно действующему законодательству, 19.02.2022 г. считается датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, днем расторжения государственного контракта N0128200000121001708_236621 от 05.04.2021 г. считается 28.02.2022 г.
Представитель ООО "ПСК Партнер" на заседании Комиссии с доводами заказчика не согласился.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта определено, что Подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт Иваново-Эсинской участковой поликлиники для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" (далее -"Работы") согласно Приложению N 2 к Контракту ("Техническое задание") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1.4. Контракта определены сроки выполнения Работ по Контракту - с момента заключения государственного контракта до 01 сентября 2021 года.
Работы в рамках контракта выполнены на сумму 6 444 397,72 рублей.
В связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств, а также расхождение фактического объема работ и работ предусмотренных контрактом, 04 февраля 2022 года Подрядчиком осуществлена приостановка работ по контракту.
На данную приостановку работ, заказчик ответил решением о расторжении контракта в одностороннем порядке, которое датировано 03 февраля 2022 года.
Представитель ООО "ПСК Партнер", считает решение Заказчика необоснованным и незаконным в виду следующего.
- 14.06.2021 г. сообщение о необходимости согласования дополнительных работ в кабинетах NN 71-77. По состоянию на 03 февраля 2022 г. ответа по согласованию дополнительных работ от Заказчика не получено.
- 10.08.2021 г. три сообщения о необходимости указания места для размещения дизельно-электрической установки, выявлении работ, непредусмотренных проектно- сметной документацией (обнаружении под деревянным покрытием плитки и бетонного основания) отсутствия схем прокладки силовых кабелей розеточной группы.
По состоянию на 03 февраля 2022 г. ответов по согласованию дополнительных работ от Заказчика не получено.
- 01.09.2021 г. сообщение о необходимости уточнения количества и маркировки светильников, в связи с расхождениями в проектно-сметной документации. По состоянию на 03 февраля 2022 г. ответа от Заказчика не получено.
- 09.11.2021 г. сообщение о согласовании дополнительного объема работ по шпатлеванию основания стен фасада. По состоянию на 03 февраля 2022 г. ответа от Заказчика не получено.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и порядке, предусмотренным договором, оказывать содействие в выполнении работы.
27.06.2021 г. Подрядчик направил Заказчику сообщение о необходимости согласования дополнительных работ по врезке канализации, однако письменного ответа по согласованию дополнительных работ и составления сметы по дополнительным работам получено не было. После устного согласования с Заказчиком работы по врезке в существующую сеть канализации Подрядчиком были выполнены, однако, в связи с отсутствием согласования со стороны Заказчика сметы, оплата за выполненную работу не произведена.
17.11.2021 Подрядчиком направлено Заказчику сообщение о согласовании дополнительного объема материалов и работ по устройству стропильной системы. По состоянию на 03 февраля 2022 г. работы по устройству стропильной системы выполнены, однако, в связи с отсутствием согласования со стороны Заказчика сметы на дополнительные работы и материалы, оплата за выполненную работу не произведена.
Кроме того, сообщением (исх. N 31/01/1-юр от 31.01.2022 г.) Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости передачи помещений NN 1, 1а, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 19, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 33 согласно Плану отделочных работ I этажа (лист 16 проекта АР 67/ 19-К-АС) для выполнения работ по капитальному ремонту в срок до 02 февраля 2022 г. Однако по состоянию на 03 февраля 2022 г. указанные помещения Подрядчику не переданы.
Изложенное выше свидетельствует о том, что Заказчик преднамеренно препятствует исполнению Контракта со стороны Подрядчика. В этой связи, руководствуясь ст. 719 ГК РФ Подрядчик также вправе приостановить работу по Контракту.
Вместе с тем, для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения контракта. В нашем же случае такие доказательства отсутствуют, и наоборот нами предоставлены все доводы, подтверждающие наше намерение исполнить контракт надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 ГК РФ действия участников гражданских правоотношений должны быть добросовестными.
С момента заключения Контракта ООО "ПСК Партнер" предпринимались все необходимые действия для исполнения контракта.
Включение Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, ООО "ПСК Партнер" просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
05.04.2021 г. между ООО "ПСК "Партнер" и ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" был заключен государственный контракт N0128200000121001708_236621.
Согласно п.1.4. государственного контракта Сроки выполнения Работ по настоящему Кон тракту - с момента заключения государственного контракта до 01 сентября 2021 года.
Согласно предмету контракту Исполнитель обязуется выполнить работы по капитальному ремонту Иваново-Эсинской участковой поликлиники для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница, N 0128200000121001708.
Из обращения заказчика установлено, что работы по капитальному ремонту поликлиники выполнены подрядчиком на общую сумму 6 444 397 руб. (шесть миллионов четыреста сорок четыре тысячи триста девяносто семь) руб. 72 кои., что составляет 29.4 (двадцать девять целых четыре десятых) процента от общего объема работ, то есть менее одной трети от общего объема.
Срок исполнения работ согласно условиям контракта - 01 сентября 2021 г.
С 02.06.2021 года между ООО "ПСК "Партнер" и ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" велась претензионная работа.
В гарантийном письме от 03.09.2021 г. подрядчик обязался исполнить государственный контракт до 01.11.2021 г., что им сделано не было.
07.12.2021 г. в адрес заказчика поступило гарантийное письмо, согласно которому подрядчик обязался завершить работы по капитальному ремонту в срок до 30.04.2022 г.
03 февраля заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнении контракта.
04 февраля 2022 года ООО "ПСК "Партнер" осуществлена приостановка работ по контракту.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
03 февраля заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнении контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в системе ЕИС 04.02.2022 г., а направлено заказным письмом 05.02.2022 г.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По истечении 15 дней с момента размещения решения, то есть 19.02.2022 г. у ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" отсутствовали какие-либо подтверждения о вручении подрядчику заказного письма, либо информации об отсутствии ООО "ПСК "Партнер" по адресу, указанному в контракте.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, согласно действующему законодательству, 19.02.2022 г. - дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата расторжения государственного контракта N0128200000121001708_236621 от 05.04.2021 г- 28.02.2022 г.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "ПСК "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ООО "ПСК "Партнер" предпринимал меры, направленные на исполнение государственного контракта N0128200000121001708_236621 от 05.04.2021 г., что подтверждается представленными документами, перепиской ООО "ПСК "Партнер" с заказчиком, выполненные работы на общую сумму 6 444 397 руб. (шесть миллионов четыреста сорок четыре тысячи триста девяносто семь) руб. 72 кои., что составляет 29.4 (двадцать девять целых четыре десятых) процента от общего объема работ.
Оценивая приведенные выше действия ООО "ПСК "Партнер", Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий, что, соответственно, свидетельствует о намерении ООО "ПСК "Партнер" исполнить рассматриваемый контракт.
Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, в виду отсутствия в действиях ООО "ПСК "Партнер" умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения контракта, что не позволят включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" о включении информации об ООО "ПСК Партнер" (адрес: 142802, Московская область, г. Ступино, ул. Чайковского, д. 23, кв. 39 ОГРН: 1187746161041, ИНН: 7743243768, КПП: 504501001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 марта 2022 г. N РНП 33-1685
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2022