Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее также - БУЗОО "Клинический онкологический диспансер", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Опция" (далее также ООО "Опция", общество, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 211763, заключенного 29.07.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка видеоколоноскопа высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями"" (извещение N 0852500000121001530) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_> (доверенность от 09.03.2022),
уполномоченного учреждения - <_>, директора,
в отсутствие представителя ООО "Опция", в надлежащем извещении которого предприняты надлежащие меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 2112э от 02.03.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 30.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000121001530 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 5 833 120 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 09.07.2021 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 12.07.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 4 участника закупки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2021 следует, что заявки всех участников аукциона были признаны соответствующими требованиям установленным документацией об электронном аукционе, участником закупки с идентификационным номером 110167693 (ООО "Опция") предложена наиболее низкая цена контракта 4 433 171,20 руб., общество признано победителем.
29.07.2021 заказчиком заключен контракт N 211763 на поставку видеоколоноскопа высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (код ОКПД 2 - 26.60.12.119) (далее - контракт N 211763 от 29.07.2021) с ценой 4433171,20 руб., который 30.07.2021 размещен на официальном сайте в ЕИС.
18.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с поставкой товара ненадлежащего качества, которое в тот же день размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 2550302559321000499, номер дополнительной информации 0352200022722000001).
01.03.2022 контракт расторгнут, информация об одностороннем расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС в этот же день.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Опция" подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.3 раздела 13 "Срок действия Контракта, изменение и расторжение Контракта" контракта было предусмотрено:
"13.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 470 ГК РФ в том случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия представляет собой обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям о качестве в течение предусмотренного договором времени (постановление Восьмого ААС от 30.06.2009 N 08АП-3374/2009).
Согласно статье 518 ГК РФ покупатель по договору поставки, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. В соответствии с пунктом 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Пункт 2 статьи 476 ГК РФ предусматривает, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. В силу пункта 3 статьи 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Таким образом, исходя из системного толкования норм гражданского права, наличие надлежащим образом оформленной гарантии производителя на оборудование, дает право Заказчику, как конечному пользователю (покупателю) оборудования, обратиться непосредственно к производителю с требованием о замене товара ненадлежащего качества, в случае неудовлетворения последних поставщиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 такого Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС, в графе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" было указано:
"В течение 120 дней с даты заключения контракта".
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта", пунктом 5.1 раздела 5 "Порядок поставки Оборудования и документация" заключенного сторонами контракта установлено:
"1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского изделия: видеоколоноскопа высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (код ОКПД2 - 26.60.12.119) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
1.2. Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
1.3. Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: 644013, г. Омск, ул. Завертяева, 9, корп. 1. Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки.
5.1. Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок в течение 120 дней с даты заключения контракта.
Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки: dogovor@buzookod.ru".
Пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 раздела 8 "Гарантии" контракта установлено следующее требование:
"8.1. Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Контрактом, является новым, неиспользованным, серийно выпускаемым.
Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное по Контракту, не имеет дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием при штатном использовании Оборудования в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту), технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования.
8.2. Поставщик предоставляет Заказчику гарантии производителя (изготовителя) Оборудования, оформленные соответствующими гарантийными талонами или аналогичными документами, подтверждающими надлежащее качество материалов, используемых для изготовления Оборудования, а также надлежащее качество Оборудования.
8.3. Поставщик гарантирует полное соответствие поставляемого Оборудования условиям Контракта, устранение неисправностей, связанных с дефектами производства, устранение неисправностей посредством замены запасных частей".
Следует отметить, что условия данного контракта полностью соответствовали Типовому контракту на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденному приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н (ред. от 19.08.2020) , зарегистрированному в Минюсте России 21.03.2016 N 41478.
Наименование, дата регистрации оборудования (регистрационный номер), количество и цена поставляемого товара были указаны в Спецификации (Приложение N 1 к контракту), технические требования (Приложение N 2 к контракту), которые являлись неотъемлемой частью контракта.
Комиссией установлено, что поставщик должен был поставить товар по контракту в срок не позднее 29.11.2021 (с учетом выходных дней), однако обществом в установленный срок оборудование не было поставлено.
13.12.2021 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия N 02120109/5549 с требованием осуществить поставку оборудования, а также уплатить установленную контрактом неустойку.
15.12.2021 оборудование было поставлено, однако были выявлены недостатки товара, препятствующие подписанию Акта приема-передачи, а именно отсутствие гарантии производителя на оборудование, оформленной в виде отдельного документа.
Представленный договор от 25.11.2021 N Т21004194 на годовое послегарантийное техническое обслуживание медицинского оборудования OLIMPUS, заключенный между ООО "Опция" и ООО "Олимпас Москва" не был принят заказчиком в качестве надлежаще оформленной гарантии производителя, удовлетворяющей условиям контракта и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5.4 договора от 25.11.2021 N Т21004194 на работы, замененные запасные части и узлы распространяется гарантия, которая составляет 6 (шесть) месяцев. В соответствии с пунктом 5.5 условия договора не являются продлением гарантийного срока завода-изготовителя оборудования и\или продлением гарантийного срока, предоставляемым продавцом оборудования.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что условия представленного договора не соответствуют требованиям контракта и положениям действующих норм гражданского права, регулирующих отношения купли-продажи в части исполнения гарантийных обязательств.
В соответствии с условиями контракта и действующего законодательства гарантия производителя не может быть отозвана производителем в одностороннем порядке. Однако в силу пункта 9.2 договора каждая из сторон вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке письменно уведомив другую сторону не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
В материалах дела заказчиком представлено письмо ООО "Олимпас Москва" от 16.11.2021 г., в котором указано на то, что "Гарантийное обслуживание Оборудования и предоставление ООО "Олимпас Москва" платных услуг по оказанию услуг дополнительного сервисного обслуживания/технического обслуживания не являются одним и тем же в понимании законодателя".
В связи с указанными обстоятельствами 16.12.2021 поставщику направлен мотивированный отказ от подписания Акта приема-передачи оборудования с указанием недостатков и сроков их устранения (5 рабочих дней).
Вместе с тем, в установленные сроки недостатки не были устранены поставщиком.
29.12.2021 поставщику направлена претензия N 02120109/5969 с требованием оплатить начисленную по контракту неустойку, а также устранить недостатки товара в течение 5 рабочих дней.
По состоянию на 17.01.2022 недостатки, препятствующие подписанию Акта приема-передачи оборудования, не были устранены обществом.
В связи с указанными обстоятельствами 18.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360) с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона) не применяются.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу такого Федерального закона о контрактной системе;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено обществу заказным письмом с простым уведомлением по адресу, указанному в контракте: г. Барнаул, переулок Прудской, 69А, офис 44.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с невозможностью получения заказчиком информации, подтверждающей вручение поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте, за дату надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта БУЗОО "Клинический онкологический диспансер" было принято 17.02.2021 (по истечении 30 дней с даты размещения на официальном сайте ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), при этом заказчик руководствовался порядком, установленным разделом 13 контракта.
С учетом изложенного, ООО "Опция" в период с 18.02.2022 по 28.02.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном данным Федеральным законом порядке в реестр.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Омским УФАС России 03.03.2022 по адресу электронной почты ООО "Опция" opciya@internet.ru указанному в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, а также заказным письмом по адресу ООО "Опция", указанному в контракте: 656006, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 177 А, помещение N Н2 (исх. N 03-1551 от 03.03.2022), направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 09.03.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 10.03.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения по вышеизложенным фактам обществом представлены не были, представитель поставщика на заседание Комиссии не явился и видеоконференцсвязи не подключился, каких-либо ходатайств не заявлено.
Комиссией установлено, что основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта послужило неисполнение поставщиком требований пункта 8.2 контракта - непредоставление надлежащим образом оформленной гарантии производителя.
Следует также отметить, что из представленных заказчиком доказательств следует, что оборудование, поставляемое ООО "Опция" в рамках рассматриваемого контракта, не является новым оборудованием, поскольку данное оборудование ранее поставлялось в СПБ ГБУЗ "Городская больница N 40", о чем свидетельствует письмо ООО "Олимпас Москва" от 21.10.2021.
Представленные документы свидетельствуют о том, что ООО "Опция" не предпринимались какие-либо меры для исполнения контракта, намерение общества надлежащим образом исполнить условия заключенного контракта также не подтверждено.
Более того, Комиссия отмечает, что из представленных доказательств следует, что поставленное оборудование было возвращено ООО "Опция" на основании письменного запроса общества от 20.01.2022, о чем свидетельствует Акт N 1 возврата товара поставщику, датированный 07.02.2022.
Указанное означает, что у БУЗОО "Клинический онкологический диспансер" имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта были устранены.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного контракта, общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Опция" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Опция" (656006, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 177А, помещение Н.2; ИНН 2222891224, КПП 222201001),
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Опция" Свириденко Эдуарде Викторовиче (ИНН 222200916667).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
01.03.2022 |
04.03.2022 |
02.03.2022 |
0 |
02.03.2022 |
10.03.2022 |
10.03.2022 |
0 |
15.03.2022 |
15.03.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 марта 2022 г. N РНП-55-49/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022