Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Заказчик, Управление) (вх. N 1317 от 05.03.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Антара" (далее - Общество, ООО "Антара", Подрядчик) (ИНН 7104085548; ул. Киреевская, д.39, оф. 10, 2 этаж, г. Тула, 300911) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовесных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 26.07.2021 N Ф.2021.067616 на выполнение работ по обустройству и ремонту дорог, тротуаров и элементов конструкции улично-дорожной сети вблизи учреждений образования на территории муниципального образования г. Тула (закупка N 0166300024721000444) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя ООО "Антара" на основании доверенности;
- в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
05.03.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Антара" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по обустройству и ремонту дорог, тротуаров и элементов конструкции улично-дорожной сети вблизи учреждений образования на территории муниципального образования г. Тула (закупка N 0166300024721000444) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным, по мнению Заказчика, нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 30.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 000 013,40 рублей.
26.07.2021 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 10 615 012,91 рублей.
Согласно разделу 1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы обустройству и ремонту дорог, тротуаров и элементов конструкции улично-дорожной сети вблизи учреждений образования на территории муниципального образования г. Тула (далее - Работы), в соответствии с условиями Контракта, сметной документацией (Приложение N1) и техническим заданием (Приложение N2), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в установленном Контрактом порядке.
Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1. Контракта, своими силами или с привлечением субподрядных организаций.
В соответствии с разделом 4. "СРОКИ И МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ" Контракта:
"Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года.
Работы выполняется поэтапно в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 7).
На момент подписания настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ, установленных п.4.1 настоящего Контракта.
Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предварительно и письменно согласовав сроки выполнения работ с Заказчиком.
Место выполнения работ: территория муниципального образования города Тула:
- п. Рассвет в районе д. 44 (обеспечение безопасного подхода к центру образования N52);
- ул. Федорова в районе д. 11 в п. Рождественский (на пути следования к Центру образования N49);
- ул. Максимовского пересечение с ул. Дегтярева (на пути следования к Центрам образования N2 и N7);
- ул. Кутузова/Театральный пер., ул. Белкина, ул. Некрасова, ул. К. Маркса, ул. Болдина, ул. Генерала Маргелова, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Кирова/ул. Чапаева, ул. Луначарского/ул. Ствольная, ул. М. Горького в п. Косая Гора, ул. Мира, ул. Орловское шоссе, ул. Свободы/ул. Первомайская, ул. Пролетарская/ул. Замочная, ул. Путейская, ул. Серебровская/ул. Тульская, ул. Тихмянова/ ул.18-й проезд, ул. Токарева ул. Щегловская засека, ул. Механизаторов (обеспечение безопасных подходов к школам);
- ул. Ствольная напротив д.37, д.41 по ул.М.Горького (вблизи ЦО N10);
- вдоль д. 21 по ул. М. Горького (Центр развития ребенка-детский сад N4) до д. 23 по ул. М. Горького (Центр образования N6) в п. Косая гора.
Приложением 7 Контракта утвержден график выполнения строительно-монтажных работ:
Номер этапа |
Наименование объектов |
Сроки выполнения работ по этапу |
1 |
Ремонт подхода к пешеходному переходу в п. Рассвет в районе д. 44 (обеспечение безопасного подхода к центру образования N52) в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
2 |
Ремонт подхода к пешеходному переходу по ул. Федорова в районе д. 11 в п. Рождественский (на пути следования к Центру образования N49) в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
3 |
Ремонт подхода к пешеходному переходу по ул. Максимовского пересечение с ул. Дегтярева (на пути следования к Центрам образования N2 и N7) в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
4 |
Обустройство искусственных дорожных неровностей по ул. Кутузова/Театральный пер., ул. Белкина, ул. Некрасова, ул. К. Маркса, ул. Болдина, ул. Генерала Маргелова, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Кирова/ул. Чапаева, ул. Луначарского/ул. Ствольная, ул. М. Горького в п. Косая Гора, ул. Мира, ул. Орловское шоссе, ул. Свободы/ул. Первомайская, ул. Пролетарская/ул. Замочная, ул. Путейская, ул. Серебровская/ул. Тульская, ул. Тихмянова/ ул.18-й проезд, ул. Токарева ул. Щегловская засека, ул. Механизаторов (обеспечение безопасных подходов к школам) в муниципальном образовании г. Тула. |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
5 |
Ремонт тротуара по ул. Зои Космодемьянской от ул. Болдина до школы N13 в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
6 |
Обустройство парковочных карманов по ул. Ствольная напротив д.37, д.41 по ул.М.Горького (вблизи ЦО N10) в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
7 |
Ремонт тротуара вдоль д. 21 по ул. М. Горького (Центр развития ребенка-детский сад N4) до д. 23 по ул. М. Горького (Центр образования N6) в п. Косая гора в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
8 |
Ремонт покрытия тротуара по ул. 2-ой проезд Металлургов д. 4а на подходе к центру образования N 29 в муниципальном образовании г. Тула |
с момента заключения контракта по 15 августа 2021 года. |
Разделом 5 "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН" Контракта предусмотрено, что Подрядчик, в том числе обязан:
принять на себя обязательства выполнить на объектах работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (подпункт 5.5.1).
Согласно подпункту 5.1 Контракта Заказчик обязан проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части из соответствия условиям контракта.
Подпунктом 5.1.2 Контракта установлено, что Заказчик обязан произвести приемку выполненных работ Подрядчиком.
Приемка выполненных работ осуществляется в порядке, предусмотренном в разделе 6 настоящего Контракта. На основании подписанного всеми членами приемочной комиссии акта приемки законченных работ по форме А-1 Заказчик осуществляет приемку выполненных работ путем оформления Акта о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3). По окончании приемки сторонами подписывается акт сдачи-приемки работ (этапа работ) по форме Приложения N5.
Подпунктом 5.1.9 Контракта закреплена обязанность Заказчика провести экспертизу результатов работ самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
Пунктом 5.2 Контракта установлены права Заказчика, в том числе право:
5.2.1. Беспрепятственного допуска ко всем видам работ в любое время суток в течение всего периода выполнения работ, с проведением фото (видео) съемки.
5.2.4. Производить любые измерения, испытания, отборы образцов и взвешивания для контроля качества работ, материалов и конструкций, выполненных, произведенных или поставленных по Контракту.
5.2.5. Контролировать выполнение работ с проведением соответствующих обследований, фото (видео) съемки, при необходимости с привлечением лабораторий и других организаций, осуществляющих оценку качества.
5.2.7. Давать в письменном виде указания Подрядчику с указанием даты его вынесения и срока исполнения замечаний, отраженных в указаниях, либо записывать в общий журнал работ замечания о запрещении применения технологий, материалов, конструкций, не обеспечивающих установленный сметной документацией уровень качества выполняемых по настоящему Контракту работ.
5.2.8. Назначать ответственных представителей заказчика:
за общее руководство работ по объекту;
за организацию работ по объекту;
за соблюдение технологии и качества выполненных объемов работ, которые с момента заключения контракта будут принимать непосредственное участие в регулировании деятельности по объекту.
5.2.11. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Подпунктом 5.2.3 Контракта также установлено, что Заказчик имеет право привлекать на безвозмездной основе МКУ "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" и (или) иные организации для осуществления контроля за соблюдением технологии и качества выполненных работ, освидетельствования выполненных скрытых работ и участия в работе комиссии при приемке законченных работ по Объекту в целом.
Кроме того пунктом 6.1.1 Приложения N 2 к Контракту установлено требование, согласно которому в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания контракта Подрядчику предоставляется ситуационная схема с указанием планируемых видов работ с обязательным нанесением всех геометрических параметров объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденную руководителем по соответствующему Объекту ремонта. Подрядчик обязан строго соблюдать утвержденную схему производства работ.
Раздел 6 Контракта определяет следующий порядок сдачи-приемки работ:
"6.1. Результат работ, выполненных подрядчиком, подтверждается и оформляется актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2), актом сдачи-приемки работ (этапа работ) (приложение N 5 к контракту), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), актом приемки законченных работ по форме А-1.
6.2. Подрядчик обязан в течение 2 (двух) рабочих дней с даты окончания работ предоставить заказчику в 3 экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акт сдачи-приемки работ (этапа работ), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и акт приемки законченных работ по форме А-1, подписанные со стороны подрядчика.
При приемке выполненной работы (отдельного этапа) заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае проведения экспертизы силами заказчика в акте сдачи-приемки этапа выполненных работ проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
В случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
6.3. Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней (включая проведение экспертизы) рассматривает представленные документы и подписывает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акт приемки законченных работ по форме А-1, акт сдачи-приемки работ (этапа работ) (приложение N 5 к контракту) (в случае создания приемочной комиссии акт сдачи-приемки выполненных работ подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком) или направляет мотивированный отказ (приложение N 6 к контракту). В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в п. 6.2 контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе (приложение N 6 к контракту).
В связи с установлением заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке выполненных работ (их результатов), осуществляется после предоставления подрядчиком такого обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены настоящим контрактом.
В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), подрядчик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.
Повторное согласование заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акта сдачи-приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и акта приемки законченных работ по форме А-1 на предъявляемый подрядчиком к подтверждению объем работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.
6.4. После подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), актом приемки законченных работ по форме А-1, акта сдачи-приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), в порядке, установленном п.6.2-6.3 контракта, работы считаются подтвержденными заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями настоящего контракта.
6.5. Подтверждением выполнения работ, установленных настоящим контрактом, является акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный сторонами по настоящему контракту без замечаний".
На заседании Комиссии представитель Подрядчика, участвующий в рассмотрении настоящего дела, пояснил и из материалов дела установлено следующее.
МКУ "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" ответственным представителем за осуществление контроля дорожно-ремонтных работ по вышеназванным объектам назначен Кузнецов Г.С.
Как пояснил представитель Общества, Обществом велась переписка посредством приложения "WhatsApp" с ответственным представителем за осуществление контроля дорожно-ремонтных работ по Контракту - Кузнецовым Г.С., связанная с ходом исполнения работ и решением технических вопросов, возникающих в ходе выполнения работ. В ходе данной переписки Подрядчику Кузнецовым Г.С. передавались ситуационные схемы с указанием планируемых видов работ. Как пояснил представитель Общества, данные схемы направлялись с нарушением установленного пунктом 6.1.1 Приложения N 2 к Контракту срока и были предоставлены не по всем объектам.
В срок до 15.08.2021, установленный в Контракте как срок выполнения работ, Заказчиком Обществу не предъявлялись претензии к объему, срокам и качеству выполняемых ООО "Антара" работ.
Согласно требованию (претензии) от 07.09.2021 исх. N УТиДХ/3722 (размещена в ЕИС - 08.09.2021), направленному в адрес Общества, Заказчиком установлены факты ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту по некоторым из объектов; указано, что в ходе выезда на места производства работ к работам были предъявлены замечания и составлены акты; кроме того установлено, что не были устранены замечания, которые были направлены в адрес Общества ранее, в связи с чем Заказчиком выставлен штраф.
Вместе с тем вышеназванные акты Комиссии не представлены ни одной из сторон Контракта, равно как и не представлена информация о ранее направленных Заказчиком замечаниях к недостаткам работ, выявленным в ходе исполнения Контракта.
Исходя из этого, Комиссия не может прийти к однозначному выводу, предъявлялись ли Заказчиком замечания до 07.09.2021 к работам, какого рода были выявлены недостатки работ, кем и когда они выявлялись. Проанализировать содержание составленных Заказчиком актов в виду их отсутствия не представляется возможным.
08.09.2021 Заказчиком составлена претензия (требование) о выплате неустойки, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту (исх. N ЦОДТД-272, размещена в ЕИС - 10.09.2021).
Штрафы и неустойка, выставленные Заказчиком Обществу по указанным претензиям оплачены в соответствии с условиями банковской гарантии N10218968 от 16.07.2021 (платежное поручение N 146082 от 01.11.2021).
22.11.2021 МКУ "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы", привлеченное Заказчиком для осуществления контроля за соблюдением технологии и качества выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в том числе в адрес Заказчика, Общества направило сообщение о том, что работы по объектам:
- ремонт подхода к пешеходному переходу в п. Рассвет в районе д. 44 (обеспечение безопасного подхода к центру образования N52) в муниципальном образовании г. Тула;
- ремонт подхода к пешеходному переходу по ул. Федорова в районе д. 11 в п. Рождественский (на пути следования к Центру образования N49) в муниципальном образовании г. Тула;
- ремонт тротуара по ул. Зои Космодемьянской от ул. Болдина до школы N13 в муниципальном образовании г. Тула;
- обустройство парковочных карманов по ул. Ствольная напротив д.37, д.41 по ул.М.Горького (вблизи ЦО N10) в муниципальном образовании г. Тула;
- ремонт тротуара вдоль д. 21 по ул. М. Горького (Центр развития ребенка-детский сад N4) до д. 23 по ул. М. Горького (Центр образования N6) в п. Косая гора в муниципальном образовании г. Тула;
- ремонт покрытия тротуара по ул. 2-ой проезд Металлургов д. 4а на подходе к центру образования N 29 в муниципальном образовании г. Тула,
выполнены в полном объеме и готовы к приемке, которая состоится 24 и 25 ноября 2021 года.
Представитель Общества пояснил, что 24-25 ноября 2021 года работы Заказчиком были приняты без замечаний.
Вместе с тем согласно пункту 6.2 Контракта при приемке выполненной работы (отдельного этапа) Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
Пунктом 6.3 Контракта установлено, что Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней (включая проведение экспертизы) рассматривает представленные документы и подписывает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акт приемки законченных работ по форме А-1, акт сдачи-приемки работ (этапа работ) (приложение N 5 к контракту) (в случае создания приемочной комиссии акт сдачи-приемки выполненных работ подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком) или направляет мотивированный отказ (приложение N 6 к контракту). В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в п. 6.2 контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе (приложение N 6 к контракту)".
На заседание Комиссии не представлено документов, подтверждающих проведение 24 и 25 ноября 2021 года приемки работ Заказчиком, в том числе не представлено пописанного акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акта приемки законченных работ по форме А-1, акта сдачи-приемки работ (этапа работ) (приложение N 5 к Контракту), равно как не представлен мотивированный отказ в приемке работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов) (приложение N 6 к Контракту).
07.12.2021 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо (исх. N УТтДХ N 5187), в котором Заказчик указывает, что ООО "Антара" не выполнены работы по объектам:
- ремонт подхода к пешеходному переходу по ул. Максимовского пересечение с ул. Дегтярева (на пути следования к Центрам образования N2 и N7) в муниципальном образовании г. Тула;
- обустройство искусственных дорожных неровностей по ул. Кутузова/Театральный пер., ул. Некрасова, д.9, ул. К. Маркса, ул. Калинина, д. 26, ул. Кирова, д. 161, ул. Луначарского/ул. Ствольная, ул. Путейская, ул. Тихмянова/ ул.18-й проезд, ул. Токарева ул. Щегловская засека, ул. Пролетарская, Замочная.
Также по ряду объектов в ходе осуществления контроля за соблюдением технологии и качества выполненных работ установлено несоответствие фактически выполненных работ на объектах полученным схемам выполнения работ, утвержденных Заказчиком.
Кроме того Заказчик сообщил Обществу о недостатках выполненных работ и потребовал оплатить неустойку (документального подтверждения выявления Заказчиком недостатков и некачественно выполненных работ в материалы дела не представлено).
Указано, что Подрядчику направлялись претензии о превышении сроков выполнения работ по Контракту исх. N УТиДХ/3722 от 07.09.2021, ЦОДТД-272 от 08.09.2021, N 1266 от 01.12.2021, а также письмо о ненадлежащем исполнении обязательств исх. N УТиДХ/4971 от 25.11.2021, ответы на данные претензии и письмо Заказчиком получены не были.
Комиссия отмечает, что как претензия от 01.12.2021 не представлена Заказчиком в материалы дела, в ЕИС не размещена, так и письмо от 25.11.2021 в материалах дела отсутствует. В свою очередь, представитель Общества получение указанной претензии и письма отрицает.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пунктов 1, 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено, что "расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Федерального закона о контрактной системе".
24.12.2021 Заказчик в соответствии с пунктом 10.1 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), принятом в связи с тем, что по состоянию на 24.12.2021 подрядчиком полностью не выполнены работы на объекте ул. Кутузова/Театральный пер., ул. Некрасова, ул. К. Маркса, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Луначарского/ул. Ствольная, ул. Орловское шоссе, ул. Пролетарская / ул. Замочная, ул. Путейская, ул. Тихмянова/ ул.18-й проезд, ул. Токарева ул. Щегловская засека, ул. Механизаторов; выполнены частично на объектах: ул. Генерала Маргелова, ул. Мира, ул. Кирова/ ул. Чапаева, ремонт подхода к пешеходному переходу по ул. Максимовского пересечение с ул.Дегтярева (на пути следования к Центрам образования N2 и N7) в муниципальном образовании г. Тула; информация об исполнении Контракта и исполнительная документация Обществом не представлены; ООО "Антара" неоднократно нарушались обязательства, установленные Контрактом, в том числе качество выполнения работ, сроки их выполнения, в связи с чем в адрес Подрядчика направлялись претензии, ответы по которым не были получены: исх. N УТиДХ/3722 от 07.09.2021, исх. N ЦОДТД-272 от 08.09.2021, исх. N 1266 от 01.12.2021 (не представлена на заседание Комиссии), исх. N УТиДХ/4971 от 25.11.2021 (не представлена на заседание Комиссии), N УИиДХ/5187 от 07.12.2021 (данной претензией Заказчиком выставляется только неустойка).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение 24.12.2021 направлено Заказчиком Обществу почтовым отправлением; по электронной почте, указанной в Контракте и согласованной сторонами; размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, обязанности по уведомлению Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе в сфере закупок с целью надлежащего уведомления о принятом решении Заказчиком соблюдены.
29.12.2021 Обществом в адрес Заказчика направлено два письма, в которых ООО "Антара" сообщает о выполнении работ по семи объектам из восьми и направляет акты приемок выполненных работ (КС-2) и исполнительную документацию (получено Заказчиком 29.12.2021).
19.01.2022 Заказчик составляет мотивированный отказ от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ, в котором Заказчик отказывает Обществу в подписании актов-сдачи приемки выполненных работ по всем объектам по ряду выявленных нарушений, связанных с оформлением исполнительной документации, несоответствием качества предоставленных результатов исполнения Контракта условиям Контракта.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в данном мотивированном отказе от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ в качестве недостатков по всем объектам, в том числе указаны:
- отсутствие утвержденной муниципальным Заказчиком сметы и схемы выполнения работ;
- несоответствие даты составления акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) фактической дате сдачи работ.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заказчиком не было представлено доказательств направления утвержденной схемы выполнения работ Обществу, что фактически является нарушением условий Контракта (пункт 6.1.1 Технического задания Контракта - Приложение N 2), в связи с чем Комиссия не может определить, в том числе количество направленных Заказчиком Подрядчику схем и сопоставить их с объектами; определить сроки их передачи; их достаточность для выполнения работ, в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того Комиссия не может дать оценку осуществленной Заказчиком приемке работ, в виду того, что Заказчиком не представлены Комиссии документы, предусмотренные пунктом 6.3 Контракта, а также не предоставлены документы, свидетельствующие о проведенной Заказчиком экспертизе результатов работ на основании пункта 6.2 Контракта.
15.02.2022 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, в котором Заказчик повторно сообщил Обществу, что Подрядчиком не устранены недостатки выполненных работ и исполнительной документации, в связи с чем отсутствуют основания для приемки выполненных работ и последующей их оплаты.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Поскольку Обществом, с точки зрения Заказчика, работы в полном объеме выполнены не были, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в силу, а Контракт расторгнутым и обратился в Тульское УФАС России (исх. NУТиДХ/756 от 03.03.2022) с рассматриваемым обращением.
Представитель ООО "Антара" пояснил, что нарушение сроков и выполнение работ не в полном объеме связано с тем, что Заказчиком несвоевременно и не в полном объеме предоставлялись ситуационные схемы с указанием планируемых видов работ с обязательным нанесением всех геометрических параметров объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденные руководителем по соответствующему Объекту ремонта, в связи с чем Подрядчик не мог самостоятельно определить конкретное местоположение, где должны проводиться работы.
В связи с данными обстоятельствами, Общество не смогло в срок, установленный Контрактом (до 15.08.2021), выполнить работы по Контракту в полном объеме. Подрядчик также сообщает, что при приемке, проведенной 24, 25 ноября 2021 года, Заказчику были переданы документы, предусмотренные пунктом 6.3 Контракта. Однако подписанные акты Обществу переданы не были, равно как не был передан мотивированный отказ от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ.
Кроме того Общество отмечает, что претензии от 25.11.2021 и 01.12.2021, на которые ссылается Заказчик в Решении, ООО "Антара" не были получены.
Исходя из вышеизложенного, Общество считает Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не обоснованным, просит информацию об ООО "Антара" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, а также изучив документы, представленные в материалы дела, Комиссия отмечает следующее.
1. Заказчиком в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о передаче Подрядчику ситуационных схем, сроках такой передачи, объеме и достаточности схем для выполнения работ надлежащего характера.
2. Заказчиком в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о проведении экспертизы результатов работ согласно пункту 6.2 Контракта.
3. Заказчиком в материалы дела не представлены документы, составленные в ходе проведения приемки работ (пункт 6.3 Контракта), содержащие указание на их недостатки.
4. Ряд документов, ссылки на которые содержатся в переписке сторон, также не представлен Заказчиком (акты, претензии).
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, исходя из совокупности документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по Контракту, и, будучи лишенной возможности сделать однозначный вывод о том, что действия ООО "Антара" были направлены исключительно на уклонение Общества от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий, Комиссия считает, что имеется необходимость истолкования всех неустранимых сомнений в пользу Общества (ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации).
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Антара".
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Антара", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Управлением не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
При таких обстоятельствах, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО "Антара" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (вх. N 1317 от 05.03.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Антара" (ИНН 7104085548; ул. Киреевская, д.39, оф. 10, 2 этаж, г. Тула, 300911), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 марта 2022 г. N 071/06/104-218/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022