Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от ООО "СК Эреду":
- Бондаренко Е.В. (учредитель Общества);
от заказчика - Администрации городского поселения "город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края:
- Хотинец С.В. (глава поселения);
- Гаращук А.В. (представитель по доверенности);
рассмотрев представленные материалы дела по обращению заказчика - Администрации городского поселения "город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Комплекс очистных сооружений, канализационной сети и канализационной насосной станции" (извещение N 0122300002620000074, контракт от 07.07.2020 N65),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122300002620000074 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.06.2020.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 15 803 282,69 руб.
07.07.2020 по результатам вышеуказанной закупки между заказчиком и ООО "СК Эреду" (далее - Общество, Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 65 (реестровый номер 3271100673320000067) на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Комплекс очистных сооружений, канализационной сети и канализационной насосной станции" (далее - Контракт).
Согласно п.1.1 Контракта предметом контракта является выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Комплекс очистных сооружений, канализационной сети и канализационной насосной станции" (далее - Работы, Объект, проектная документация). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Объем выполняемых Работ - в соответствии с Технической частью (п. 1.2 Контракта).
В соответствии с п. 1.4 Контракта результатом выполненных по настоящему контракту работ являются выполненные проектные и изыскательские работы надлежащего качества в соответствии с Технической частью (далее - проектная документация).
В силу п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 9825901,48 (девять миллионов восемьсот двадцать пять тысяч де-вятьсот один) рубль 48 копеек, включая НДС 1637650,25 (один миллион шестьсот тридцать семь тысяч шестьсот пятьдесят) рублей 25 копеек.
Источник финансирования контракта: Средства бюджета городского поселения "Город Вяземский" (п. 2.3 Контракта).
Разделом 4 Контракта установлены права и обязанности сторон в рамках исполнения договорных обязательств, в том числе право заказчика Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.1.1); обязанность рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения Работ, при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок (п. 4.2.3 контракта).
Подрядчик обязан приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ (п. 4.4.11 Контракта).
В соответствии с условием п. 5.1 Контракта срок выполнения (завершения) работ определен в 280 календарных дней с момента заключения муниципального контракта, т.е. до 13.04.2021.
В силу п. 13.1 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
13.2.1. При существенном нарушении условий контракта Подрядчиком:
13.2.1.1. В случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней.
13.2.1.2. В случае установления недостоверности сведений о соответствии предмета контракта требованиям документации о закупке, представленных Подрядчиком на этапе определения Подрядчика.
13.2.1.3. В случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства.
13.2.1.4. В случае установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.2.1.5. Если у Подрядчика имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
09.03.2021 сторонами заключено дополнительное соглашение к контракту с изменением условий его исполнения.
29.09.2021 стороны заключили дополнительное соглашение N 2 к Контракту, которым изменили техническое задание к контракту, исключив пункт 48 "Основное требование к ПСД".
Согласно дополнительному соглашению от 04.10.2021 стороны изменили цену контракта (до 8 309 089,16 рублей), исключили из технического задания условие о прохождении подрядчиком экспертизы проектной документации за свой счет.
10.11.2021 сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому исключены отдельные пункты технического задания.
Из представленной в материалы дела переписки сторон установлены следующие обстоятельства.
31.07.2020 Общество уведомило о приостановке работ по муниципальному контракту в связи с выявленными несоответствиями технического задания.
03.08.2020 заказчиком направлено уточненное техническое задание (письмо исх. N01-11-2027).
19.08.2020 Общество предложило заключить дополнительное соглашение (письмо NСКЭ-08/19/1), от заключения которого заказчик отказался письмом от 24.08.2020 N01-11-2233.
Согласно письму от 18.12.2020 NСКЭ-12/18/1 ООО "СК Эреду" сообщило заказчику о выполненных работах по подготовке проектной документации, указав на процентное соотношение выполненных разделов.
Письмом от 18.12.2020 NСКЭ-12/18/2 Общество направило в адрес Заказчика на согласование результаты инженерных изысканий, технических решений.
Письмом от 14.04.2021 заказчик предоставил ООО "СК Эреду" доверенность для прохождения государственной экспертизы.
Согласно претензии от 16.04.2021 ООО "СК Эреду" уведомило заказчика и контролирующие органы о фактах злоупотребления заказчиком положением, несоответствии технического задания условиям контракта, указав на данные факты как препятствующие исполнению контракта.
Согласно письму от 02.02.2021 NСКЭ-02/02/2 Общество уведомило заказчика о приостановлении работ по контракту, указав на несоответствие технического задания фактическим условиям исполнения контракта.
В дальнейшем сторонами подписано дополнительное соглашение от 09.03.2021, в связи с подписанием которого ООО "СК Эреду" возобновлены работы (письмо NСКЭ-03/09/2 от 09.03.2021).
Заказчиком в адрес ООО "СК Эреду" направлялись претензии от 26.01.2021, 24.02.2021, 18.03.2021, 14.04.2021 о необходимости выполнения работ в соответствии с условиями контракта.
09.04.2021 Арбитражным судом Хабаровского края удовлетворено заявление ООО "Статус" о признании ООО "СК Эреду" несостоятельным (банкротом), введена процедура внешнего наблюдения.
Согласно письму от 01.06.2021 NСКЭ-06/01/1 Общество приостановило выполнение работ в связи с неполучением технических условий от заказчика, обусловленное некорректной подачей заявления в АО "ДРСК" от заказчика.
Письмом от 11.06.2021 заказчик предоставил Обществу необходимые технические условия, в связи с получением которых ООО "СК Эреду" возобновило работу (письмо от 21.06.2021 NСКЭ-06/21/1).
16.07.2021 Общество передало заказчику проектную документацию (письмо от 16.07.2021 NСКЭ-07/16/1).
19.07.2021 ООО "СК Эреду" уведомило заказчику о планах по прохождению государственной экспертизы подготовленной проектной документации.
29.09.2021 ООО "СК Эреду" приостановило выполнение работ по контракту, указав на факт невыполнимых требований, установленных в Техническом задании, о чем ранее сообщалось письмами от 27.09.2021, 28.09.2021, при этом указав на факт загрузки проектной документации для прохождения государственной экспертизы.
14.10.2021 ООО "СК Эреду" возобновило выполнение работ по контракту в связи с подписанием дополнительных соглашений к контракту.
20.10.2021 Общество направило в адрес Администрации акт сдачи-приемки выполненных работ, указав на факт выполнение работ по контракту.
22.10.2021, 25.10.2021 Обществом передана Заказчику доработанная проектная документация в полном объеме, что подтверждается актами приема-передачи документации, подписанными в указанные даты.
25.10.2021 Заказчиком возвращен указанный акт без подписания, указав на необходимость соблюдения условий контракта.
Согласно письму от 09.11.2021 б/н, направленному Администрацией городского поселения "город Вяземский" в адрес Арбитражного суда Хабаровского края, работы выполнены и сданы заказчику 16.07.2021 в полном объеме и приняты без замечаний. Проектная документация проходит стадию государственной экспертизы, которую планируется завершить 20.11.2021, оплату произвести в срок до 10.12.2021.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.11.2021 по делу А73-17959/2020 ООО "СК Эреду" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство с утверждением конкурсного управляющего, обязанностью руководства Общества передать конкурсному управляющему необходимые документы, печати, штампы для целей осуществления полномочий.
В дальнейшем Заказчиком получено отрицательное заключение государственной экспертизы по подготовленной проектной документации, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо от 02.02.2022 N01-11-186), которое направлено в адрес ООО "СК Эреду", мотивированное просрочкой выполнения работ по контракту.
21.02.2022 Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СК Эреду".
Бондаренко Е.В. представлены письменные пояснения и материалы, из которых по существу следует, что ООО "СК Эреду" не имело намерение уклоняться от исполнения контракта, предпринимало меры по его исполнению, однако заказчиком неоднократно создавались препятствия по выполнению работ, предусмотренных контрактом, в действиях Общества отсутствует недобросовестность, результат работ передан заказчику в полном, однако в ходе прохождения государственной экспертизы выявлены недостатки, которые Общество не могло предвидеть и устранить.
По результатом изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВС РФ N25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Из п. 2 ст. 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (п. 2 ст. 759 ГК РФ).
Статьей 762 ГК РФ установлены обязанности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:
- уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;
- использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
- оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
- участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;
- возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
- привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пп. 3 п. 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 02.02.2022, направлено и размещено в Единой информационной системе в сфере закупок в указанную дату.
21.02.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Как следует из материалов дела, ООО "СК Эреду" от выполнения работ по контракту не уклонялось, подготовило и передало проектную документацию и изыскания Заказчику, что подтверждается материалами дела.
При этом в ходе выполнения работ Общество неоднократно уведомляло заказчика о приостановлении работ, возникающих сложностях при их выполнении, в том числе о фактах необходимости получения технических условий, несоответствия Технического задания фактическим условиям исполнения контракта.
При этом возникающие препятствия, без устранения которых невозможно выполнение дальнейших работ, подтверждается заключением сторонами дополнительных соглашений к контракту.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о неумышленном нарушении ООО "СК Эреду" условий муниципального контракта в части срока выполнения работ.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что причиной (обстоятельствами), повлекшими нарушение Обществом обязательств по контракту, явились возникающие препятствия при исполнении контракта.
ООО "СК Эреду" при заключении государственного контракта не имело возможность предвидеть (предусмотреть) наступление чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, выразившихся в несоответствии технического задания фактическим условиям исполнения контракта и подтверждающимся представленными в материалы дела перепиской, фактами заключения дополнительных соглашений.
Также ООО "СК Эреду" устраняло недостатки и содействовало заказчику в получении необходимой информации о ходе исполнения по контракту непосредственно до решения Арбитражного суда Хабаровского края от 18.11.2021 по делу А73-17959/2020 о признании общества несостоятельным (банкротом) и введении конкурсного производства, по результатам которого полномочия по управлению переданы конкурсному управляющему.
Таким образом, возможность дальнейшего содействия заказчику в прохождении государственной экспертизы, которая проводилась заказчиком самостоятельно в соответствии с условиями контракта и дополнительных соглашений к нему, у ООО "СК Эреду" отсутствовало, в связи с чем неустранение допущенных нарушений не свидетельствует о недобросовестности Общества.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено конкретных обстоятельств, свидетельствующих об недобросовестном поведении, совершение ООО "СК Эреду" умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
При этом само по себе обстоятельство нарушения сроков выполнения работ, в соответствии с условием Контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), убытков, однако без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) Подрядчика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценив обстоятельства исполнения контракта, исследовав все представленные материалы дела и переписку сторон по контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного неисполнения ООО "СК Эреду" условий контракта, наличию обстоятельств, предусмотренных пп. "в" п. 15 Правил N1078.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией городского поселения "город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края в отношении ООО "СК Эреду" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 марта 2022 г. N РНП-27-94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2022