Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного казенного учреждения Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми") от 22.03.2022 N 02-44/141 (вх. от 22.03.2022 N 1292) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ВИК Проект" (далее - ООО "ВИК Проект") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.10.2020 N 75/20 (реестровый номер 2110146100020000052), заключенного с ООО "ВИК Проект" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений", извещение N 0307200030620001876 (далее - контракт, обращение, закупка),
при участии в заседании посредством видео-конференц-связи:
-<_> - представителя ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" по доверенности от 28.02.2022 N 40;
-<_>, представителя ООО "ВИК Проект" по доверенности от 15.02.2022,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" представлено обращение о включении информации об ООО "ВИК Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "ВИК Проект" письмом от 24.03.2022 (вх. от 24.03.2022 N 1736-э) заявлено ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи.
Коми УФАС России в связи с наличием технической возможности ходатайство ООО "ВИК Проект" удовлетворено.
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", ООО "ВИК Проект" надлежащим образом о дате и времени, месте, формате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" письмом от 25.03.2022 N 02-44/147 (вх. от 28.03.2022 N 1363) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.
ООО "ВИК Проект" письмом вх. от 29.03.2022 N 1811-э в материалы обращения представлены возражения относительно наличия оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и копии документов.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", ООО "ВИК Проект", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", уполномоченным учреждением, осуществляющим размещение закупки, явилось государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов".
Объект закупки: "Выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 900 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми (Адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 30.01.2020 N 21-р). Распределение финансирования по годам: 2020 год - 299 948,33 руб.; 2021 год - 9 600 051,67 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 14.09.2020.
Закупка проведена в рамках исполнения национального проекта "Здравоохранение".
2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 29.09.2020, ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - Заказчик) с ООО "ВИК Проект" (далее - Подрядчик) 12.10.2020 заключен контракт N 75/20.
Согласно подпунктам 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 контракта: "В рамках контракта необходимо выполнить работы по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений" (далее - Объект) в соответствии с Заданием, являющимся Приложением N 1 к контракту и исходно-разрешительной документацией для выполнения работы.
Выполнение работ по контракту производится Исполнителем собственными и (или) привлеченными силами в два этапа:
I этап - выполнение инженерных изысканий;
II этап - выполнение работ по обследованию строительных конструкций и подготовке проектной документации для строительства объекта.
Место передачи документации Заказчику - по месту нахождения Заказчика по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 78, каб. 71".
В подпунктах 2.3, 2.5 пункта 2 контракта установлено: "Документация должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней строительными нормами и правилами (СНиП), сводами правил (СП), техническими регламентами и другими нормативными документами, действующими на момент передачи результата работ Заказчику.
Состав проектной документации должен соответствовать требованиям части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В разделе 3 контракта регламентированы сроки выполнения работ: "Начало работы - с даты заключения контракта. Завершение работы - 01 апреля 2021 года, в том числе по этапам:
I этап - 07 декабря 2020 года;
II этап - 01 апреля 2021года.
Допускается досрочное выполнение работы по контракту Исполнителем".
В пункте 4.1 контракта определена его цена: "Цена контракта составляет 6 037 251,48 руб., в том числе: цена I этапа - 629 224,30 руб., цена II этапа - 5 408 027,18 руб., НДС нет (Исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения).
Пункт 5.1 контракта содержит обязанности заказчика: "Заказчик обязан:
В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта направить Исполнителю на электронный адрес: info@vikproject.com с сопроводительным письмом исходно-разрешительную документацию, указанную в Задании (Приложение N 1 к контракту) для выполнения работы. Исполнитель обязан в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения исходно-разрешительной документации направить Заказчику на электронный адрес: gky_sez_rk@minstroy.rkomi.ru подтверждение о ее получении и (или) замечания по составу и содержанию.
Направить разработанную Исполнителем проектную документацию, результаты обследовательских работ и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и разделом 6 контракта.
Осуществлять приемку результата выполненной работы по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является Приложением N 4 к контракту и его неотъемлемой частью после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Оплачивать выполненные по контракту работы в размерах и сроки, установленные контрактом".
Согласно пункту 5.2 контракта: "Исполнитель обязан:
-Принять на себя обязательства в соответствии с Заданием Заказчика (Приложение N 1 к Контракту) и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания, обследовательские работы, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства Объекта;
-Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика;
-Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по Контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации Объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Исполнителем и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Исполнителем в срок не позднее 10 (десяти) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах);
-Передать Заказчику результаты инженерных изысканий, результаты обследовательских работ, проектную и рабочую документацию (далее - документация) по накладной в составе и количестве экземпляров согласно соответствующему пункту Задания, являющегося неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1 к контракту);
-Согласовывать готовую документацию с Заказчиком, а при необходимости совместно с Заказчиком по его письменному уведомлению - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
-Не передавать документацию третьим лицам без согласия Заказчика;
-В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной Исполнителем документации после доработки документации оплатить проведение повторной экспертизы за свой счет".
По пункту 6.1.9 контракта: "Факт передачи Заказчику Исполнителем документации по I этапу в полном объеме и надлежащего качества оформляется путем подписания Сторонами Акта сдачи-приемки результата выполненной работы по I этапу (Приложение N 3 к контракту)".
Пунктом 6.2 контракта определены условия приемки результата выполненной работы по II этапу: "По завершении работы по II этапу - в срок до 01 апреля 2021 года Исполнитель направляет Заказчику:
-результаты обследовательских работ, проектную документацию, рабочую документацию (далее - документация по II этапу) в электронном виде на диске и 1 экземпляр на бумажном носителе в составе, определенном соответствующим пунктом Задания (Приложение N 1 к Контракту) для проведения государственной экспертизы.
Документация передается уполномоченному представителю Заказчика по доверенности на основании накладной;
-выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации, действительную на дату передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий Заказчику (пп. "к" п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145).
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от Исполнителя документации по II этапу обязан проверить ее на соответствие Заданию в части объема и комплектности и подписать накладную, либо представить Исполнителю письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе).
В случае оформления Заказчиком уведомления об отказе Исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения уведомления об отказе обязан устранить недостатки и повторно направить документацию Заказчику.
Факт передачи Заказчику Исполнителем документации в полном объеме оформляется путем подписания Сторонами Акта о передаче документации по II этапу для проведения государственной экспертизы (Приложение N 2 к Контракту).
Для проведения проверки документации по II этапу на соответствие ее требуемому качеству Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта о передаче документации по II этапу для проведения государственной экспертизы (Приложение N 2 к контракту) направляет проектную документацию, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, в том числе сметную документацию, в АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми".
В течение 10 (десяти) дней после поступления в адрес Исполнителя от Заказчика уведомления о получении положительного заключения государственной экспертизы о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; о соответствии проектной документации требованиям, предусмотренным частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, Исполнитель передает Заказчику по накладной откорректированную по замечаниям государственной экспертизы документацию по II этапу в электронном виде и на бумажном носителе в составе и количестве экземпляров согласно соответствующему пункту Задания, являющегося неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1 к контракту).
Для проверки представленной Исполнителем документации по II этапу в части ее соответствия условиям контракта Заказчик собственными силами проводит экспертизу в порядке и сроки, указанные в п. 6.2.8 контракта.
Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от Исполнителя документации по II этапу обязан проверить ее на соответствие Заданию в части объема и комплектности; рабочую документацию - на соответствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, и подписать накладную, либо представить Исполнителю письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе).
Факт передачи Заказчику Исполнителем документации по II этапу в полном объеме и надлежащего качества оформляется путем подписания Сторонами Акта сдачи-приемки результата выполненной работы по II этапу (Приложение N 3 к контракту).
Обязательства Исполнителя по контракту считаются исполненными после подписания Заказчиком Актов сдачи-приемки результата выполненной работы по I и по II этапам".
Согласно пунктам 10.1, 12.2 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту".
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" с ООО "ВИК Проект" 31.03.2021 заключено Дополнительное соглашение к контракту, в пунктах 1.1, 1.3 которого установлено следующее: "На основании замечания АУ РК "Управление госэкспертизы РК", полученного в ходе проведения государственной экспертизы по 1 этапу исполнения контракта, о необходимости предоставления на государственную экспертизу совместно с результатом инженерных изысканий материалов по обследованию строительных конструкций, стороны договорились: пункт 1.2 контракта и пункт 45.7 задания (приложение N 1 к контракту) в части содержания этапов выполнения работ изложить в редакции: 1 этап - выполнение инженерных изысканий; выполнение работ по обследованию строительных конструкций; II этап - выполнение работ по подготовке проектной документации для строительства объекта.
Пункт 6.2.1 контракта изложен в следующей редакции: "По завершению работы по II этапу - в срок до 01.04.2021 Исполнитель направляет заказчику проектную документацию, рабочую документацию в электронном виде на диске и 1 экземпляр на бумажном носителе для проведения государственной экспертизы.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок расторжения контракта в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 регулируются положениями Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения, в том числе открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено следующее.
Акт сдачи-приемки от 17.09.2021 результата выполненной работы по 1 этапу подписан заказчиком 27.09.2021.
Акт о передаче документации по 2 этапу работ по контракту для проведения государственной экспертизы подписан сторонами по контракту 04.10.2021.
Договор возмездного оказания услуг по проведению государственной экспертизы заключен заказчиком и Автономным учреждением Республики Коми "Управление госэкспертизы Республики Коми" 05.10.2021.
Автономным учреждением Республики Коми "Управление госэкспертизы Республики Коми" по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации вынесено отрицательное заключение (номер заключения экспертизы 11-1-2-2-082830-2021 от 24.12.2021).
Заказчиком - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" письмом от 28.12.2021 N 06-06/1379 в адрес ООО "ВИК Проект" направлено отрицательное заключение государственной экспертизы с указанием о необходимости корректировки проектной документации по замечаниям экспертизы в срок до 07.02.2022; в письме от 12.01.2022 N 06-06/14 заказчик просил ООО "ВИК Проект" ежедневно, начиная с 15.01.2021 представлять сведения о ходе выполнения работ по устранению замечаний государственной экспертизы к проектной документации.
ООО "ВИК Проект" в письмах от 24.01.2022 N 34/01-22, 35/01-22 передало заказчику на рассмотрение и согласование новые объемно-планировочные решения, новую посадку здания, откорректированных по замечаниям государственной экспертизы.
Заказчиком - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в письме от 25.01.2022 N 06-06/76 в ответ на письма ООО "ВИК Проект" от 24.01.2022 N 34/01-22, 35/01-22 сообщило, что согласование объемно-планировочных и технологических решений, решений по размещению объектов капитального строительства на земельных участках не входит в компетенцию учреждения, а также уведомило, что в случае непредставления откорректированной по замечаниям государственной экспертизы проектной документации в срок до 07.02.2022, заказчик оставляет за собой право одностороннего отказа от исполнения контракта.
ООО "ВИК Проект" в письмах от 28.01.2022 N 69/01-22, от 01.02.2022 N 81/02-22 направило заказчику на рассмотрение и согласование откорректированный по замечаниям государственной экспертизы Генеральный план, новые объемно-планировочные решения.
ООО "ВИК Проект" в письме от 08.02.2022 N 143/02-22 проинформировало заказчика, что передача проектной документации будет произведена заказчику 15.02.2022 для проведения государственной экспертизы, письмом от 15.02.2022 N 158/02-22 передало заказчику проектную документацию для проверки и дальнейшей передачи её на экспертизу.
ООО "ВИК Проект" письмом от 21.02.2022 N 1814/02-22 направило заказчику данные (количество деревьев, площадь сносимого газона) для запроса в МО ГО "Сыктывкар" Акта обследования, сохранения (сноса), пересадки зеленых насаждений и расчета их восстановительной стоимости при производстве работ по строительству объекта, а также схему сетей под пятном застройки для составления договоров Технических присоединений для выноса их из-под застройки.
Заказчик - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в письме от 25.02.2022 N 06-06/206 отказал ООО "ВИК Проект" в принятии документов, направленных ООО "ВИК Проект" письмом от 15.02.2022 N 158/02-22, для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с тем, что представленная проектная документация не содержала изменений согласно выводам отрицательного заключения государственной экспертизы от 24.12.2021.
Заказчиком - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" 24.02.2022 принято решение N 02-27/95 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 10.1, 10.2 контракта, в том числе с обоснованием принятого решения: "Письмом от 28.12.2021 N 06-06/1379 заказчик направил исполнителю отрицательное заключение государственной экспертизы и установил срок для предоставления откорректированной проектной документации по замечаниям экспертизы - до 07.02.2022. До настоящего времени откорректированная проектная документация по 2 этапу в полном объеме в адрес заказчика не поступала, 15.02.2022 исполнитель письмом от 158/02-22 предоставил лишь часть откорректированной проектной документации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков".
Решение от 24.02.2022 N 02-27/95 об одностороннем отказе от исполнения контракта ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" направлено ООО "ВИК Проект" 24.02.2022 заказным письмом с простым уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также размещено 24.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как следует из материалов обращения, заказчик в связи с неполучением подтверждения о вручении исполнителю заказного письма, а также информации об отсутствии исполнителя по адресу, указанному в контракте, посчитал дату надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ - по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (12.03.2022).
ООО "ВИК Проект" письмом от 03.03.2022 N 195/03-22 направило заказчику откорректированную проектно-сметную документацию.
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" письмом от 16.03.2022 N 06-06/275 отказало ООО "ВИК Проект" в принятии проектной документации, направленной ООО "ВИК Проект" письмом от 03.03.2022 N 195/03-22 в связи с наличием к представленной проектной документации замечаний.
ООО "ВИК Проект" письмом от 21.03.2022 N 229/03-22 направило заказчику откорректированную проектно-сметную документацию для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации.
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" письмом от 21.03.2022 N 06-06/299 отказало ООО "ВИК Проект" в принятии проектной документации, направленной ООО "ВИК Проект" письмом от 21.03.2022 229/03-22 в связи с наличием к представленной проектной документации замечаний.
В соответствии с частями 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Бесспорных доказательств устранения ООО "ВИК Проект" в течение десятидневного срока с даты - 12.03.2022 нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 23.03.2022.
Согласно материалам обращения, заказчик определил дату расторжения контракта - 22.03.2022.
ООО "ВИК Проект" письмом от 24.03.2022 N 242/03-23 направило заказчику откорректированную проектно-сметную документацию по повторным замечаниям, указанным в письме заказчика от 21.03.2022 N 06-06/299 для проведения государственной экспертизы проектной документации, а также рабочую документацию.
Как следует из материалов обращения, решение N 02-27/95 об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленное заказчиком посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, получено ООО "ВИК Проект" 25.03.2022.
ООО "ВИК Проект" в адрес заказчика направлено письмо от 25.03.2022 N 247, в котором указало обоснование несогласия с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направило откорректированную проектно-сметную документацию для направления её на государственную экспертизу, а также рабочую документацию.
Доводы ООО "ВИК Проект" относительно того, что на дату рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения контракт не расторгнут, поскольку дату надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежало исчислять в соответствии с требованиями части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Как указано ранее, порядок расторжения контракта в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 регулируются положениями Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения, в том числе открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ часть 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) подлежит применению в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю, тогда как определение даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентировано в подпункте "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "ВИК Проект", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки.
ООО "ВИК Проект", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "ВИК Проект" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "ВИК Проект" исполнению условий контракта, ненадлежащее исполнение которых явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При участии в электронном аукционе ООО "ВИК Проект" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств при заключении контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "ВИК Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что неверный расчет заказчиком даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта (22.03.2022 вместо 23.03.2022) не относится к нарушениям заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, а также не является основанием для невключения информации об ООО "ВИК Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку из материалов обращения не следует, что ООО "ВИК Проект" на дату - 22.03.2022 устранило нарушения условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и представило заказчику соответствующую информацию.
Согласно письменным пояснениям ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", изложенным в письме в адрес Коми УФАС России от 25.03.2022 N 02-44/147, устным доводам представителей заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению обращения, негативные последствия, возникшие в результате неисполнения ООО "ВИК проект" условий контракта, выражаются в неисполнении ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" адресной инвестиционной программы Республики Коми и национального проекта "Здравоохранение", а также в нарушении прав граждан на доступную медицинскую помощь.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "ВИК Проект" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "ВИК Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" информацию в отношении ООО "ВИК Проект" (адрес места нахождения: 196247 город Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 151, Литер А, помещение 34; ИНН: 7810863960; директор, учредитель: <_>, ИНН <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.10.2020 N 75/20 (реестровый номер 2110146100020000052), заключенного с ООО "ВИК Проект" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения ГУ "Республиканская детская клиническая больница" под открытие специализированных педиатрических подразделений", извещение N 0307200030620001876, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ВИК Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, не установлено.
4. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действии заказчика - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта (22.03.2022 вместо 23.03.2022) установлено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 марта 2022 г. N РНП-11-55
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022