Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):; в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7213-ЭП/22 от 15.03.2022) на действия Заказчика при определении поставщика электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов по адресу: Санкт-Петербург, Ремесленная ул., д.1 (извещение N 0172200003822000007) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003822000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 156 270, 32 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- неправомерном установлении единых требований к участникам закупки;
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Пунктом 1.2 Приложения N 2 к извещению об осуществлении закупки предусмотрены следующие единые требования к участникам закупки:
"Наличие у участника действующей лицензии или иных документов на право осуществления видов деятельности по объекту закупки.
Требование установлено подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
Участник должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с указанием видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
- Транспортирование отходов IV класса опасности".
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", включает в себя следующие виды работ (отдельно по классам отходов):
- сбор отходов I- IV классов опасности;
- транспортирование отходов I- IV классов опасности;
- обработка отходов I- IV классов опасности;
- утилизация отходов I- IV классов опасности;
- обезвреживание отходов I- IV классов опасности;
- размещение отходов I- IV классов опасности.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в составе извещения Заказчиком размещена, в том числе, проектная документация.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, услуги, включенные в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в рассматриваемом случае являются самостоятельным объектом закупки.
Данное требование характеризует, что в составе отходов, размещаемых на полигоне, присутствуют отходы IV класса опасности.
Для расчета затрат на ликвидацию несанкционированной свалки отходов (далее - НСО) разработана экологическая документация, определяющая объемы отходов, проведение лабораторных исследований, которая позволила Заказчику определить состав отходов, по каждому виду.
НСО содержит в смешанном виде отходы IV-V классы опасности. Провести работы по сортировке и разделению отходов IV и V классов опасности не представляется возможным. В сметной документации, прилагаемой к документации о закупке также указывается, что отходы IV-V классов опасности принимаются на полигоне в смешанном виде, что накладывает на подрядчика, осуществляющего транспортировку таких отходов, требование о наличии у него действующей лицензии на транспортировку отходов по наивысшему классу опасности, а именно лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности.
Анализ проектной документации показал, что в ней содержится ведомость объемов работ с указанием кода отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов, их класс опасности, объемы отходов каждого класса.
Согласно возражениям Заказчика, установленные требования Заказчиком к участникам в извещении об осуществлении закупки в наибольшей степени удовлетворяют его потребностям, которые позволят наиболее точным образом определить добросовестный процесс производства работ.
Анализ протоколов, сформированных в ходе определения поставщика показал, что на участие в закупке поступило 10 заявок, 8 из которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
При установленных обстоятельствах, доводы Заявителя не основаны на фактических обстоятельствах дела и являются несостоятельными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2022 г. N 44-922/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022