Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАБСИНТЕЗ" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛАБСИНТЕЗ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской перинатальный центр" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "Фоллитропин альфа" (II) (Реестровый номер 220519)" (извещение N 0852500000122000426) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
____..
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2903э от 23.03.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122000426 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 7126302,88 руб.
18.03.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протоколом подведения итогов определения поставщика от 24.03.2022 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе было дословно указано: "Изучив извещение о закупке, ООО "ЛабСинтез" полагает, что указанное извещение не соответствует положениям действующего законодательства о конкуренции и законодательства о контрактной системе и нарушает права и законные интересы потенциальных участников аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 126 302,88 руб.
В соответствии с Описанием объекта закупки в рамках данного Аукциона производится закупка следующих лекарственных препаратов:
1) с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения, 0,0055 мг;
2) с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде раствора для подкожного введения, 0,044 мг/мл., объемом 0,75 мл;
3) с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде раствора для подкожного введения, 0,044 мг/мл., объемом 1,5 мл.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Реестр), на территории Российской Федерации в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения" в дозировке 0,0055 мг зарегистрирован только один лекарственный препарат одного производителя - это лекарственный препарат с торговым наименованием ГОНАЛ-фR (фоллитропин альфа) лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 0,0055 мг (РУ N ЛС-000200 от 15.03.2010), производства Мерк Сероно С.п.А. (Италия).
Также согласно сведениям Реестра имеется еще один лекарственный препарат с МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме "лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного и подкожного введения", в дозировке 75 МЕ с торговым наименованием "Фоллитроп", производства Эл Джи Хем,Лтд., Корея.
В соответствии со сведениями о лекарственных средствах, поступивших в гражданский оборот в Российской Федерации, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://roszdravnadzor.gov.ru/services/tumover, лекарственный препарат с торговым наименованием "Фоллитроп" (Эл Джи Хем,Лтд., Корея) не вводился в гражданский оборот на территории Российской Федерации с 19.09.2018.
Согласно п. 8 ст. 32 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в случае отсутствия лекарственного препарата в обращении в Российской Федерации в течение трех и более лет, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принимается решение об отмене государственной регистрации данного лекарственного препарата и исключении данного лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается.
Таким образом, в связи с тем что лекарственный препарат с торговым наименованием "Фоллитроп" (Эл Джи Хем,Лтд., Корея) отсутствует в обращении в Российской Федерации в течение более трех лет, данный лекарственный препарат подлежит исключению из государственного реестра лекарственных средств, а его государственная регистрация подлежит отмене.
Таким образом, фактически с 19.09.2018 года в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в дозировке 0,0055 мг (и эквивалентных дозировках) на территории Российской Федерации обращается только один лекарственный препарат с торговым наименованием "ГОНАЛ-ф".
В связи с вышеизложенным, на момент размещения извещения о проведении Аукциона отсутствуют лекарственные препараты в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в дозировке 0,0055 мг (и эквивалентных дозировках), которые могут быть поставлены помимо лекарственного препарата с торговым наименованием "ГОНАЛ-ф".
По позиции N 2 и N 3 Описания объекта закупки в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме "раствор для подкожного введения" в Реестре зарегистрировано два торговых наименования "ГОНАЛ-ф" и "Примапур".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) - 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Исходя из вышеизложенного, Постановлением N 929 не предусмотрено объединение в один лот лекарственного средства с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства c иными лекарственными средствами.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка лекарственного препарата с различными лекарственными формами, который в совокупности соответствует только одному производителю.
Постановление Правительства N 929 издано в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено ФЗ N 135.
При данных обстоятельствах в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные выводы содержатся в решении Федеральной антимонопольной службы России от 15 марта 2022 г. по делу N 28/06/105-596/2022, а также в решении УФАС по Кабардино-Балкарской республике от 21.03.2022 г. по закупке с извещением N 0304200004522000020, а также в решении УФАС по городу Санкт-Петербургу от 22.03.2022 года по закупке с извещением N 0372100034622000021".
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
В силу части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В описании объекта закупки (приложение к извещению об осуществлению закупки) были установлены следующие требования к закупаемым лекарственным препаратам:
N п/п |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Обоснование указания объёма наполнения первичной упаковки/Обоснование дополнительных требований к ЛП |
Единица измерения по ОКЕИ |
||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значение показателей |
||||
1 |
Фоллитропин альфа |
Лекарственная форма |
|
лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, |
Соответствие с описанием КТРУ |
Микрограмм |
Дозировка |
мг |
0,0055 |
Соответствие с описанием КТРУ |
|||
2 |
Фоллитропин альфа |
Лекарственная форма |
|
раствор для подкожного введения |
Соответствие с описанием КТРУ |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Дозировка |
Мг/мл |
0,044 |
Соответствие с описанием КТРУ |
|||
Объем наполнения первичной упаковки |
мл |
0,75 |
Требование к объёму первичной упаковки обусловлено необходимостью подбора точной индивидуальной дозировки для стимуляции суперовуляции в зависимости от возраста и параметров овариального резерва пациентки в протоколах ЭКО. |
|||
3 |
Фоллитропин альфа |
Лекарственная форма |
|
раствор для подкожного введения |
Соответствие с описанием КТРУ |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Дозировка |
Мг/мл |
0,044 |
Соответствие с описанием КТРУ |
|||
Объем наполнения первичной упаковки |
мл |
1,5 |
Требование к объёму первичной упаковки обусловлено необходимостью подбора точной индивидуальной дозировки для стимуляции суперовуляции в зависимости от возраста и параметров овариального резерва пациентки в протоколах ЭКО. |
Из государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/GRLS.aspx) следует, что в Российской Федерации зарегистрировано 4 лекарственных препарата с МНН "Фоллитропин альфа":
Каждой позиции товаров, указанных в описании объекта закупки, соответствуют по два зарегистрированных лекарственных препарата различных производителей, в том числе по позиции N 1 (с учетом конвертации дозировки в МЕ и возможности предложить к поставке иную лекарственную форму - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного и подкожного введения).
Вместе с тем лекарственный препарат с торговым наименованием "Фоллитроп" (регистрационное удостоверение от 05.11.2009 N ЛСР-008834/09, производитель Эл Джи Хм, Лтд., Корея), который наряду с "ГОНАЛ-ф" соответствует потребности заказчика по позиции N 1 не вводился в гражданский оборот на территории Российской Федерации с 2018 года, что подтверждается информацией сервиса "Сведения о лекарственных средствах, вводимых в гражданский оборот в Российской Федерации" официального сайта Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/turnover), а также письмами компании ООО "Мир-Фарм" от 20.11.2020, от 10.12.2021, от 25.03.2022 (последнее представлено в ответ на запрос Омского УФАС России (от 23.03.2022 исх.N 03-2211).
Комиссия отмечает, что согласно открытым данным с сайта Росздравнадзора лекарственный препарат "Фоллитроп" вводился в гражданский оборот на территории Российской Федерации исключительно ООО "Мир-Фарм", доказательств обратного в материалы дела не представлено, информация об иных поставщиках в открытых источниках отсутствуют.
Согласно данным Росздравнадзора последняя серия (партия) лекарственного препарата "Фоллитроп" выпущена в гражданский оборот ООО "Мир-Фарм" 19.09.2018.
Омским УФАС России также был сделан запрос (от 23.03.2022 исх N 03-2216) в Омскую таможню о информации о том, ввозился ли на территорию Российской Федерации лекарственный препарат с торговым наименованием "Фоллитроп" (зарегистрированный от 05.11.2009 N ЛСР-008834/09, производитель Эл Джи Хм, Лтд., Корея) в период 2019-2022 гг.
Омской таможней представлена информация (от 28.03.2022 исх.N 10-03-13/03183) о том, что "согласно базам данных деклараций на товары (далее - ДТ) и статистических форм учета перемещения товаров во взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС (далее - статистические формы) информация о ввозе лекарственного препарата с торговым наименованием "Фоллитроп" (производитель "Эл Джи Хм, Лтд., Корея) за период 2019-2022 гг. отсутствует. Для выполнения запроса применялся контекстный поиск информации, который заключается в поиске неформализованных сведений в текстовых данных электронных копий ДТ и статистических форм по описанию товара и производителю".
Указанное, по мнению Комиссии, однозначно свидетельствует об отсутствии на рынке лекарственного препарата с торговым наименованием "Фоллитроп" и об отсутствии возможности его предложения и поставки в рамках рассматриваемой закупки. Доказательств обратного ни заказчиком, ни уполномоченным учреждением не представлено.
Позиция заказчика и уполномоченного учреждения фактически сводится исключительно к факту регистрации спорного лекарственного препарата и формальному соблюдению правила, предусмотренного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929.
Комиссия полагает данную позицию ошибочной, так как при подобном подходе к формированию лота по позиции N 1 описания объекта закупки на момент подачи заявки возможно было предложить к поставке исключительно лекарственный препарат с торговым наименованием "ГОНАЛ-ф", поскольку возможность введения в оборот данного товара любым поставщиком на этапе поставки товара однозначно носит предположительный характер, не подтвержденный производителем иностранного товара в условиях мер ограничительного характера и в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (Республика Корея включена в перечень иностранных государств и территорий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р).
Указанное, по мнению Комиссии, свидетельствует о закупке товара конкретного производителя с конкретным товарным знаком без фактической возможности предложения эквивалента, что ведет к ограничению количества участников закупки.
Приведенные обстоятельства ведут к тому, что участники закупки, которые по позициям N 2-3 могут предложить к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Примапур" будут лишены возможности принять участие в рассматриваемой закупке, так как ограничены в реализации лекарственных препаратов иных производителей, в том числе дистрибьютерскими соглашениями.
Комиссия также учитывает, что заказчику заранее была известна проблема фактического отсутствия на рынке Российской Федерации лекарственного препарата с торговым наименованием "Фоллитроп", однако каких-либо действий по изучению рынка и иному подходу к формированию лота им не было предпринято.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
Данная позиция соответствует практике ФАС России по делу N 28/06/105-596/2022 (решение ФАС России от 15.03.2022).
Ссылка заказчика и уполномоченного учреждения на иную практику контрольных органов в сфере закупок, в том числе Омского УФАС России, несостоятельна, так как решение принимается на основании конкретных обстоятельств дела, совокупности представленных в материалы дела доказательств, а также позиций сторон.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика размещен на официальном сайте ЕИС 24.03.2022, следовательно, в срок по 28.03.2022 включительно заказчик должен был сформировать и разместить на официальном сайте ЕИС и на сайте оператора электронной площадки проект контракта, вместе с тем в нарушение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком такие действия совершены не были.
Довод представителя заказчика о том, что процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) приостановлена контрольным о органом в сфере закупок до рассмотрения жалобы по существу, Комиссия полагает несостоятельным, так как в силу части 7 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком.
При этом контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (часть 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе).
Таким образом, действия предусмотренные частью 2 статьи 51 Федерального закона, а именно размещение проекта контракта заказчиком без своей подписи в понимании части 7 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе не являются заключением контракта, иное бы свидетельствовало, о нарушении принципа открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок и затягиванию сроков проведения процедуры закупки.
4.2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
При этом в силу пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Комиссией установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению (приложение к извещению об осуществлении закупки) (далее - требования) были установлены уполномоченным учреждением с нарушением пункта 3 части 2 статьи 42 и пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, в частности отсутствовала инструкция о том, что информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 требований, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке (кроме того, в пункте 1 требований отсутствовало единообразие в отношении установленных требований - например, информация "предоставление требуется" особо сопровождала подпункт "о", но при этом в отношении подпунктов "м" и "п" такие сведения отсутствовали); указанное могло вводить в заблуждение участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАБСИНТЕЗ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской перинатальный центр" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "Фоллитропин альфа" (II) (Реестровый номер 220519)" (извещение N 0852500000122000426).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской перинатальный центр" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 и пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городской перинатальный центр", АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 марта 2022 г. N 055/06/33-252/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022