Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО НТЦ "Решение" на действия ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" при проведении электронного аукциона: "Поставка робота-тренажера" (извещение N 0318100047922000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует включение требований к товару указанных в Разделе "Описание объекта закупки", которые влекут ограничение количества участников.
Представителем Заказчика представлены письменное пояснение по существу доводов жалобы. Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" проводился электронный аукцион: "Поставка робота-тренажера" (извещение N 0318100047922000011).
Начальная (максимальная) цена контракта - 271 666,67 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 установлено ограничение на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Пунктом 170 перечня предусмотрен код ОКПД2 - 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения".
В извещении электронного аукциона установлены следующие ограничения и условия допуска:
4.1 |
Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе: Требование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617: - номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий); ИЛИ - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов); ИЛИ - регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза;
Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения товаров, является указание (декларирование) участником закупки в заявке на участие в настоящей закупке.
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется:
N п/п |
Наименование товара |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Показатель, ед. измерения |
Значение |
||||
1 |
Робот-тренажер |
Материал оболочки |
Пластизоль |
шт |
1 |
Полная независимость от внешних источников питания и выносных контроллеров, мониторов |
Соответствие |
||||
Голова, туловище, руки и ноги тренажера выполнены из однородного материала без пластмассовых и металлических деталей. Голова, шея и грудная клетка являются одним целым без стыков, составных частей, накладок и не имеют соединительных швов |
Соответствие |
||||
Длина робота, см |
не менее 115 не более 120 |
||||
Масса, кг |
не более 14 |
||||
Напряжение комплекта источника питания, В |
не менее 6 |
||||
Время непрерывной работы источника питания, ч |
не менее 24 |
||||
Время приведения робота в режим ожидания после включения тумблера "ВКЛ", с |
не более 2 |
||||
Сила нанесения прекардиального удара, Дж |
не менее 7 не более 10 |
||||
Сила нажатия на грудную клетку, кгс |
не менее 15 |
||||
Диапазон глубины продавливания грудной клетки, см, |
Не менее 3 - 5 |
||||
Угол запрокидывания головы для проведения вдоха, ° |
не менее 15 не более 20 |
||||
Объем вдыхаемого воздуха, мл |
не менее 300 |
||||
Время имитации оживленного состояния робота (сужение зрачков и пульсация на сонной артерии), мин |
не менее 1 |
||||
Полное соответствие анатомических ориентиров для оказания первой помощи: -кивательные мышцы, угол нижней челюсти и хрящи гортани, для обучения навыкам определения пульса на сонной артерии; -ключицы, реберные дуги, мечевидный отросток для обучения навыкам нанесения прекардиального удара, проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких; -рельеф мышц бедра и коленного сустава для определения точки пережатия бедренной артерии и наложения кровоостанавливающего жгута, без четкого обозначения места наложения жгута (отсутствие внешней кнопки нажатия). |
Соответствие |
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы "В описании товара Заказчик указывает, что голова, туловище, руги и ноги тренажера выполнены из однородного материала без пластмассовых или металлических деталей. Голова, шея и грудная клетка являются одним целым без стыков, составных частей, накладок и не имеют соединительных швов. Данное указание по изготовлению тренажера-манекена не представляет собой технической задумки, которая влияет на качество и технические характеристики товара, а также выполнению основной функции робота - тренажера.".
Заказчиком указаны характеристики товара, в первую очередь, обеспечивающие его безопасное применение, простоту использования, а также необходимые для достижения заданных результатов качества обучения, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности.
Внешняя оболочка (корпус) тренажера является одним из важнейших составляющих данного вида продукции: она должна быть прочной и долговечной, иметь анатомические ориентиры, необходимые для правильного обучения навыкам оказания первой помощи, внешне и тактильно соответствовать кожным покровам человека и что не маловажно, иметь образ, который не отталкивает обучаемого, особенно ребенка. Более того отсутствие крепежных элементов, удерживающих различные детали и части тренажера в области шеи и грудной клетки является для заказчика существенным критерием, который гарантирует безопасное применение тренажера, так как указанные соединения и крепления сломаются или прорвутся в процессе эксплуатации тренажера, ведь именно на грудную клетку при обучении непрямому массажу сердца приходится до 500 000 нажатий в год.
Таким образом, заказчиком применены показатели (характеристики) товаров, обеспечивающие, в первую очередь, безопасность при их эксплуатации, а также долговечность товаров и простоту эксплуатации.
Данная позиция Заказчика подтверждается Обзором Президиума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2017 года, изложенном в пункте 1: "По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников".
Описание объекта закупки не содержит указание на товарные знаки, производителя. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание требований к товарам, которые являются значимыми для заказчика.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НТЦ "Решение" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100047922000011).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2022 г. N 174/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022