Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 1" п. Добринка Липецкой области - (по доверенности),
уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района" - (по доверенности),
заявителя - ООО "Юнирост" -.(по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Юнирост" на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района" при подведении итогов запроса котировок на выполнение функций строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3" (реестровый номер 0846600000922000030) (далее - запрос котировок), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 136 от 29.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба ООО "Юнирост" (далее - заявитель) на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района" при подведении итогов запроса котировок.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в Единой информационной системы в сфере закупок (далее- ЕИС) в разделе "жалобы".
При рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что котировочная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно определила победителя запроса котировок, поскольку его заявка не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили затребованные документы, а также письменное мнение на жалобу.
Извещение о проведении запроса котировок на выполнение функций строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3" (реестровый номер 0846600000922000030), а также приложения к нему, размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 527 850,60 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 25.03.2022 котировочной комиссией уполномоченного учреждения рассматривались заявки 5 участников запроса котировок с идентификационными номерами 84, 136, 156 (заявитель), 219, 229. По итогам рассмотрения заявок котировочной комиссией принято решение о соответствии всех заявок участников требованиям аукционной документации.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок установлено требование: "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - предусмотрено".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в числе которых, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске с определенному виду работ для осуществления определенных законом видом деятельности.
В силу ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом, в соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса. Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов. В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Аналогичная практика содержится в решениях ФАС России N 28/06/105-277/2022 от 10.02.2022, Карачаево-Черкесского УФАС России N 009/06/106-19/2022, Ставропольского УФАС России N 026/06/69-1684/2021 от 21.07.2021, Воронежского УФАС России N 036/06/54.3-613/2021 от 07.06.2021, Костромского УФАС России N 044/06/105-322/2021 от 19.07.2021, УФАС по г. Москве N 077/06/106-12719/2021 от 27.07.2021, Московского областного УФАС России N 50/06/45603эп/20 от 24.11.2020 и др.
Следовательно, стоимость строительства строящегося объекта, на который будет осуществляться строительный контроль, дает право осуществлять строительный контроль на таком объекте лицам, являющимся членами саморегулируемой организации и имеющим вторые уровни ответственности.
Объектом запроса котировок является выполнение функций строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3".
Стоимость строительно-монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю, составляет 73 100 000,00 руб.
Поскольку стоимость строительно-монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю составляет 73 100 000,00 руб., то в связи с указанным обстоятельством, к участникам закупки предъявляется требование о наличии вторых уровней ответственности компенсационного фонда возмещения вреда и ответственности фонда обеспечения договорных обязательств членов саморегулируемой организации.
Для объективного и всестороннего рассмотрения жалобы Липецким УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении заявок, поданных для участия в рассматриваемой закупке.
Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, в составе заявки ООО "Строительный контроль" (идентификационный номер заявки 219) содержится выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 0973 от 10.03.2022. Согласно сведениям данной выписки, ООО "Строительный контроль" является членом саморегулируемой организации и имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства по договору строительного полряда, по договору подряда на осуществление сноса. Также в выписке имеются сведения об уровнях ответственности члена саморегулируемой организации:
- по взносам в компенсационный фонд возмещения вреда - первый - стоимость работ по договору не превышает 60 000 000 руб.;
- по взносам в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - первый - предельный размер обязательств по договорам не превышает 60 000 000 руб.
Аналогичные сведения содержатся в едином реестре членов саморегулируемых организаций, размещенного на сайте "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ).
Исходя из вышеизложенного, ООО "Строительный контроль" (идентификационный номер заявки 219) не имеет надлежащих уровней ответственности для осуществления строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3".
В силу п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО "Строительный контроль" подлежит отклонению в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48, как несоответствующая требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения по признанию указанной заявки соответствующей требованиям извещения нарушают положения п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение требования п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, которое заключаются в следующем.
Как было указано ранее, объектом закупки является выполнение функций строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3"
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
На основании части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов СРО устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями. Форма выписки из реестра членов СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
В извещении о проведении закупки установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, включающий в себя требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в числе прочего, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В размещенном в ЕИС электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки" установлено следующее: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона (указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: не установлено".
Однако, из приведенных положений градостроительного законодательства следует, что, исходя из объекта закупки, участниками для участия в электронном аукционе должны предоставляться выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, требования к составу заявки установлены ненадлежащим образом, без учета требований градостроительного законодательства и объекта закупки, что нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Юнирост" на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района" при подведении итогов запроса котировок на выполнение функций строительного контроля по объекту "Реконструкция здания МБОУ "Лицей N 1" для пристройки помещения спортивного зала по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Добринка, ул. Ленинская, д. 3" (реестровый номер 0846600000922000030) обоснованной.
2. В действиях котировочной комиссии уполномоченного учреждения установлено нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48.2 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного учреждения установлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31 марта 2022 г. N 048/06/105-326/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022