Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения Республики Коми "Клинический кардиологический диспансер" (далее - ГУ РК "ККД") от 24.03.2022 N01-06/1/57 (вх. N1330 от 24.03.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об индивидуальном предпринимателе Дадоматове Айюбжоне Садриддиновиче (далее - ИП Дадоматов А.С.) в связи с уклонением ИП Дадоматова А.С. от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка фруктов сухих на 2 квартал 2022 год для нужд ГУ РК "ККД" (ЭА-32/22)", извещение N 0307200015922000075 (далее - закупка, аукцион, обращение),
при участии <_>;
при участии посредством веб-видеоконференции <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ГУ РК "ККД" представлено обращение о включении сведений об ИП Дадоматове А.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП Дадоматова А.С. от заключения контракта по результатам осуществления закупки.
ИП Дадоматов А.С., ГУ РК "ККД", акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - оператор) о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены по электронной почте.
Представителем ИП Дадоматова А.С. заявлено ходатайство (вх. от 28.03.2022 N1788-э) о рассмотрении обращения посредством веб-видеоконференции.
Указанное ходатайство Коми УФАС России удовлетворено.
ИП Дадоматов А.С., ГУ РК "ККД", оператор о способе рассмотрения обращения надлежащим образом извещены.
ГУ РК "ККД" в письме от 29.03.2022 N01-06/1/599 (вх. от 30.03.2022 N1849-э) просило рассмотреть обращения без участия своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителей ГУ РК "ККД", оператора не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил, пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось ГУ РК "ККД".
Объект закупки - Поставка фруктов сухих на 2 квартал 2022 год для нужд ГУ РК "ККД" (ЭА-32/22).
Начальная (максимальная) цена контракта - 217 400,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения поступивших за счет фонда обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 01.03.2022.
По протоколу от 11.03.2022 подведения итогов электронного аукциона по определению поставщика, ИП Дадоматов А.С. был признан победителем электронного аукциона с ценовым предложением в размере 165 224,00 руб.
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную пп. а)-е) настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
2.3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2022 NИЭА1 размещен в ЕИС 11.03.2022.
Согласно сведениям, представленным оператором в Коми УФАС России (вх. от 28.03.2022 N1785-э), заказчиком - ГУ РК "ККД" 15.03.2022 направлен победителю электронного аукциона проект контракта на подпись.
В силу требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ИП Дадоматову А.С. в срок до 23 часов 59 минут 22.03.2022 необходимо было подписать контракт и предоставить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако, в законодательно установленные сроки контракт ИП Дадоматовым А.С. подписан не был, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, не направлен, в связи с чем, 23.03.2022 ИП Дадоматов А.С. был признан уклонившимся от заключения контракта.
Протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта размещен заказчиком в ЕИС 24.03.2022.
Комиссией Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ РК "ККД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом уклонения от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки уклонился от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить процедуру заключения контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям ИП Дадоматова А.С. (вх. от 31.03.2022 N1871-э), у участника отсутствовало намерение уклониться от заключения контракта.
Участник в регламентированные для подписания контракта сроки, а именно: 20.03.2022, 21.03.2022, 22.03.2022, пытался зайти на электронную торговую площадку "Сбербанк-АСТ", однако страница входа и сама площадка не работали, постоянно появлялась ошибка о недоступности сайта. В качестве подтверждения данного факта ИП Дадоматовым А.С. в Коми УФАС России представлены снимки экранного изображения с сайта электронной торговой площадки, подтверждающие недоступность сайта 20.03.2022 в 14 часов 42 минуты, в 23 часа 44 минуты; 21.03.2022 в 09 часов 15 минут, 14 часов 24 минуты; 22.03.2022 в 11 часов 05 минут, 18 часов 28 минут, 23 часа 55 минут.
Однако, в связи с неполадками на сайте, подписать контракт участнику в законодательно установленные сроки не удалось.
ИП Дадоматовым А.С. были предприняты все действия по заключению контракта, а именно, 13.03.2022 (после опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона) участником на счет заказчика были перечислены денежные средства в размере 10870,00 рублей (5% от начальной (максимальной) цены контракта) в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением от 13.03.2022 N13.
Также участником в Коми УФАС России представлен универсальный передаточный документ от 29.03.2022, свидетельствующий о наличии у участника - ИП Дадоматова А.С. товаров (фруктов сушенных), требуемых к поставке по договору.
ГУ РК "ККД" в письме от 29.03.2022 N01-06/1/599 (вх. от 30.03.2022 N1849-э) указало, что негативных последствий, в том числе ущерба, в связи с уклонением ИП Дадоматова А.С. от заключения контракта, у заказчика не имеется, в связи с тем, что заказчиком заключается контракт с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер.
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГУ РК "ККД" в части определения победителя аукциона, а также в части соблюдения процедуры направления проекта контракта участнику - победителю закупки, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
ИП Дадоматовым А.С. в Коми УФАС России представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта: в срок до признания участника уклонившимся от заключения контракта им было направлены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, закуплен товар, требуемый к поставке по контракту.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла у ИП Дадоматова А.С., направленного на незаключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ИП Дадоматов А.С. допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. б) пункта 14 Правил,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГУ РК "ККД" (место нахождение: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Маркова, 1; ИНН: 1101487230, КПП: 110101001) во включении информации об индивидуальном предпринимателе Дадоматове Айюбжоне Садриддиновиче (ИНН 110116328350) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ РК "ККД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31 марта 2022 г. N РНП-11-54
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022