Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей имени академика Игоря Алексеевича Бакулова" пос. Вольгинский Петушинского района Владимирской области о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (далее - общество, исполнитель) в виду одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Лицей им. ак. И.А.Бакулова п. Вольгинский" ((извещение N 0128200000121005454), в присутствии представителя заказчика - _ (доверенность от 31.03.2022 N 198), представителя ООО "ПСК" _ (доверенность от 30.03.2022 N 22-04/ПСК), директора ООО "ПСК" _ (приказ от 24.05.2019 N 1).
01.04 .2022 в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 04.04.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей имени академика Игоря Алексеевича Бакулова" пос. Вольгинский Петушинского района Владимирской области о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (далее - общество, исполнитель) в виду одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Лицей им. ак. И.А.Бакулова п. Вольгинский" ((извещение N 0128200000121005454).
В своем обращении заказчик указал, что между ним и ООО "ПСК" 21.09.2021 был заключен контракт на капитальный ремонт МБОУ"Лицей им. ак. И.А. Бакулова" п.Вольгинский, согласно которому: по настоящему контракту подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика капитальный ремонт МБОУ"Лицей им. ак, И.А. Бакулова" п.Вольгинский и сдать его результат заказчику, а заказчик после приемки выполненных работ обязуется оплатить выполненные работы.
Также подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с локальными сметными расчетами, которые являются неотъемлемой частью контракта. Подрядчик обязуется выполнить все работы из собственных материалов и собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Подрядчик обязуется своевременно, в полном объеме и надлежащим образом выполнять Работы в соответствии с локальными сметами и условиями Контракта, техническими регламентами, СП, СНиП, СанНиН, иными обязательными правилами и нормативными актами, и представить Заказчику исполнительную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.".
В соответствии с условиями контракта подрядчик приступает к выполнению работ в течение одного дня со дня заключения контракта, завершение работ - не позднее 15 декабря 2021 года.
Дополнительное соглашение относительно увеличения срока выполнения работ или изменение сроков начала или окончания отдельных этапов между сторонами не заключалось.
Из обращения заказчика следует, что заказчиком в адрес подрядчика направлялись претензии (требования) о том, чтобы в кратчайшие сроки завершить выполнение работ по контракту. Однако, по состоянию на 24.02.2022 поставщиком сдано и заказчиком оплачено лишь 3,35 % работ.
Таким образом, в виду ненадлежащего исполнения контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказным письмом от 24.02.2022 заказчик уведомил поставщика о принятом решении.
Представитель заказчика пояснил, что 25.03.2022 решение было размещено в единой информационной системе.
23.03.2022 контракт расторгнут.
Таким образом, на основании изложенного, представитель заказчика просил включить информацию об ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители ООО "ПСК" возразили относительно существа обращения, пояснили, что причин для расторжения контракта заказчик не имел, так как подрядчиком было сделано все возможное для продолжения исполнения контракта. Сметной документации оказалось явно недостаточно для ведения работ по капитальному ремонту.
Представители общества пояснили, что общество неоднократно уведомляло заказчика о приостановлении выполнения работ и о необходимости устранения несоответствий для продолжения работ. Изначально подрядчику была передана лишь часть строительной площадки, работы производились в стесненных условиях в виду необходимости продолжения учебного процесса в лицее.
Невозможность дальнейшего выполнения работ стали многочисленные вопросы, требующие участия заказчика.
В процессе исполнения контракта было выявлено много проблемных вопросов, например, замена электропроводки и электроарматуры в классах сметной документацией не предполагалось, при работающей пожарной сигнализации также невозможно проведение пыльных ремонтных работ, поскольку ведет к периодическим (срабатываниям) замыканиям датчиков, в сметах отсутствуют работы по замене стояков воды и канализации в классах, не предусмотрена подводка стояков к раковинам, вентиляция в санузлах не была предусмотрена совсем, включая подводку электропитания для электрических приводов вентиляционных установок и т.д.
Таким образом, представители ООО "ПСК" просили не включать информацию об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
20.09.2021 года между МБОУ "Лицей имени академика Игоря Алексеевича Бакулова" пос. Вольгинский Петушинского района Владимирской области и обществом с ограниченной ответственностью "ПСК" заключен контракт на капитальный ремонт МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова" п.Вольгинский (далее - Контракт).
Пунктом 1.1. Контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика капитальный ремонт МБОУ"Лицей им. ак. И.А. Бакулова" п.Вольгинский и сдать его результат Заказчику, а Заказчик после приемки выполненных работ обязуется оплатить выполненные работы.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с локальными сметными расчетами, которые являются неотъемлемой частью контракта. Подрядчик обязуется выполнить все работы из собственных материалов и собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Раздел 4 Контракта поименован как сроки выполнения работ.
Пунктами 4.1, 4.2 данного раздела установлено, что подрядчик приступает к выполнению Работ в течение одного дня со дня заключения настоящего контракта. Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны быть завершены не позднее чем 15 декабря 2021 года.
Пунктом 5.1. Контракта предусмотрено, что работы по капитальному ремонту должны быть выполнены на основании и в соответствии с локальными сметными расчетами.
В силу пункта 5.2. Контракта подрядчик согласовывает с Заказчиком отступления от локальных смет, вызванные применением Подрядчиком конструктивных решений, отличных от предусмотренных локальными сметами без изменения физических объемов, качества и стоимости. Подрядчик не вправе отступить от локальных смет без письменного согласия Заказчика.
В рамках рассмотрения обращения установлено, что ООО "ПСК" были частично выполнены работы, предусмотренные Контрактом, что подтверждает акт о приемке выполненных работ от 21.10.2021 N 1.1, акт о приемке выполненных работ от 21.10.2021 N 1.2, акт о приемке выполненных работ от 21.10.2021 N 1.1, акт о приемке выполненных работ от 09.11.2021 N 2.1, акт о приемке выполненных работ от 09.11.2021 N 3.1, акт о приемке выполненных работ от 06.12.2021 N 5.2, акт о приемке выполненных работ от 06.12.2021 N 5.1 и т.д.
В процессе исполнения контракта ООО "ПСК" приостанавливал проведение работ, письменно уведомляя об этом заказчика (о чем имеется подпись заказчика).
Комиссией было установлено, что заказчиком в адрес ООО "ПСК" направлялись претензии в частности от 29.12.2021, от 24.01.2022, от 09.02.2022, в которых требуется в кратчайшие сроки завершить выполнение работ по Контракту.
Однако, работы так и не были завершены.
В виду нарушений условий Контракта заказчиком 24.02.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 15 Контракта поименован как ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА.
В соответствии с пунктом 15.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, а именно: - отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ предусмотрено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Следовательно, в рассматриваемом контракте закреплено право заказчика принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В виду нарушения условий Контракта заказчиком 24.02.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.02.2022 заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
25.02.2022 решение опубликовано в единой информационной системе.
Таким образом, 23.03.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков. Исполнителей), помимо вышеуказанных обстоятельств, необходимо установить направленность воли, недобросовестный характер, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
В рассматриваемом случае в пользу отсутствия недобросовестных намерений общества свидетельствует и не опровергается заказчиком тот факт, что ООО "ПСК" была выполнена часть работ, что подтверждено актами о приемке выполненных работ.
Также в пользу недобросовестных намерений общества свидетельствует факт направлений писем заказчику относительно возникших трудностей и вопросов, возникших в процессе выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Также из представленной информации и документов следует, что были выявлены дополнительные работы.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ООО "ПСК" не усматриваются признаки недобросовестности, что не позволят включить его в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей имени академика Игоря Алексеевича Бакулова" пос. Вольгинский Петушинского района Владимирской области о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (далее - общество, исполнитель) в виду одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Лицей им. ак. И.А.Бакулова п. Вольгинский" ((извещение N 0128200000121005454).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 апреля 2022 г. N РНП 33-1699
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022