Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО": Н.А. Ходановой (по дов. от 11.01.2022),
в отсутствие представителей ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО",ООО "МД-Консалтинг", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.03.2022 N ЕИ/17400/22,
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" (далее - Заказчик) при проведении
электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу отходов, образующихся при уборке территории Южного административного округа города Москвы, не относящихся к ТКО и их размещению (обезвреживанию или утилизации) (Закупка N 0373200086722000209) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.03.2022
N ЕИ/17400/22.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившееся в неправомерном установлении к участникам закупки требований о предоставлении копию договора с полигоном, который входит в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку, по мнению Заявителя, участник закупки не обязан иметь действующий договор с полигоном размещающим отходы, на момент подачи заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Комиссией Управления установлено, что согласно извещения о проведении электронного аукциона от 22.03.2022 N0373200086722000209 Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, в соответствии с требованиями пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также копии договора с полигоном, который входит в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Одновременно с этим в пп.4 п.14 информационной карты установлено, что в подтверждение вышеуказанных требований заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, в соответствии с требованиями пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Копию договора с полигоном, который входит в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Уполномоченного органа пояснил, что в приложение 4 к Техническому заданию приведен перечень отходов, подлежащих приему, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, которые согласно Федерального классификационного каталога отходов относятся к IV и V классам опасности.
Пунктом 3.2 Технического задания определен состав оказываемых услуг:
- предоставление емкостей для накопления отходов;
- прием и транспортирование отходов (данные виды деятельности подлежат лицензированию, согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов (данные виды деятельности подлежат лицензированию, согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- уборка мест накопления отходов;
- вывоз емкостей.
Согласно п. 2.13 Технического задания, транспортирование отходов должно осуществляться с мест накопления до следующих объектов:
- объект утилизации отходов;
- объект, на котором осуществляется обработка отходов в целях последующей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- объект обезвреживания отходов;
- объект размещения отходов.
Отходы IV класса опасности, указанные в приложении 4 к Техническому заданию, не входят в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р, соответственно, данный отходы подлежат размещению на полигоне.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентированы требования к объектам размещения отходов, в частности, все объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Отходообразователь обязан обеспечить передачу отходов I-IV классов опасности специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 5.4.6 проекта контракта, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом Контракта, Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, т.е.:
- предоставить лицензию, подтверждающую право на транспортирование отходов, указанных в приложении 4 к Техническому заданию (перечень отходов и разрешенных видов деятельности к ним приводится в приложении к лицензии).
- предоставить договор с полигоном, входящим в состав ГРОРО, имеющим лицензию на размещение отходов, указанных в приложении 4 к Техническому заданию.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, исходя из смысла п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также положений ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, установление единых требований к участнику закупки необходимо в случае осуществления отдельных видов деятельности на основании специального разрешения (лицензии), а также членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, включение в аукционную документацию условия о наличии у участника закупки вышеуказанной копии договора с полигоном, который входит в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 и ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки о наличии копии договора с полигоном, который входит в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и представлении указанного договора в составе заявки, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2022 NИЭА1, на участие в процедуре было 2 заявки, при этом аукционной комиссией не принималось решение о несоответствии заявок по оспариваемому договору, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2022 г. N 077/06/106-5073/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022