Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/51-459/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358200055822000018 "Приобретение серверного оборудования" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), при личном участии представителя Заказчика - Головко В.И. (доверенность от 07.04.2022 г. N 12); в отсутствие представителей Заявителя, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при заключении контракта по итогам закупки.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, в которых отрицал нарушения Закона.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 23.03.2022 г. размещено Извещение об осуществлении закупки, согласно которому:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 31.03.2022 г. 10:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 282 100.00 рублей.
Согласно протокола подачи ценовых предложений от 31.03.2022 г. в торгах приняли участие 5 участников закупки из 6; снижение начальной (максимальной) цены составило 38 %.
Согласно протокола подведения итогов от 01.04.2022 г.: аукционной комиссией рассмотрены 6 заявок; все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным Извещением.
Контракт по итогам закупки на момент рассмотрения жалобы не заключен.
1. Согласно доводу жалобы, Заявитель полагает, что Заказчик, при направлении Проекта контракта для подписания Победителю (ИП Смирновой Л.С.), нарушил требования Закона, не включив информацию о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов в контракт.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление N 616).
По итогам закупки поставке подлежат товары с кодом КТРУ: 26.20.14.000-00000189, который входит в п. 26 Перечня, утвержденного Постановлением N 616.
В этой связи Заказчиком в Извещении о закупке установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616.
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Требования к промышленной продукции с ОКПД 26.20.14, предъявляемые Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, в целях отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, не предусматривают требование о количестве баллов.
Таким образом, Заказчик при направлении Проекта контракта Победителю обязан включить информацию о реестровых записях о товаре из заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, в Проект контракта, размещенный Заказчиком 05.04.2021 г. в ЕИС, информация о реестровых записях о товаре, предложенном к поставке Победителем, не включена.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в заявке ИП Смирновой Л.С. (Победитель) информация о реестровой записи (номер) из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции, - отсутствует.
В силу п./п. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона, который должен содержать, в том числе информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" п. 1, подпунктами "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона.
Таким образом, Заказчик, включив в Проект контракта информацию из заявки Победителя (без указания информации о реестровых записях о товаре), действовал в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона.
Довод жалобы - необоснованный.
2.1 В ходе рассмотрения дела установлены следующие нарушения Закона:
В силу п./п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона предусмотрены основания для отклонения заявки.
В силу п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Обозрев заявку ИП Смирновой Л.С., Комиссия антимонопольного органа установила, что в заявке участника закупки отсутствуют документы, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона, п. 10 Постановления N 616: в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация не указаны номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
Следовательно, такая заявка подлежала отклонению в соответствии ч. 12 ст. 48 Закона, но признана аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям Извещения, в нарушение ч. 5 ст. 49 Закона.
2.2 Согласно ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Статьей 43 Закона установлены требования к заявке на участие в закупке.
Вместе с тем, в разделе "Требования к содержанию, составу заявки" Заказчик указал, в том числе: "Заявка на участие в электронном аукционе состоит их двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
4) В соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) и с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" участник указывает (декларирует) страну происхождения поставляемого товара".
Указанные требования к предоставлению информации не соответствуют положениям ст. 43 Закона, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона.
2.3 В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Постановление N 1042) общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В силу п. 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В п. 6.6, п. 6.8 Проекта контракта Заказчик неправомерно установил степень ответственности, при которой не допускается превышение цены контракта совокупным размером штрафов и пени. Заказчик, ограничив установленную законодательством возможность превышения цены контракта размером пени, либо суммой штрафов и пени, действовал не в соответствии с положениями Постановления.
Положения п. 6.6, п. 6.8 Проекта контракта не соответствуют п. 11, п. 12 Постановления N 1042, в нарушение ч. 5 ч. 8 ст. 34 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИВК" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5, ч. 8 ст. 34, ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 49 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированных протоколов, внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки и продлении срока подачи заявок.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2022 г. N 061/06/51-459/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022