На основании Приказа Красноярского УФАС России N 90 от 21.03.2022 Инспекция в составе: Овчара Александра Александровича - руководителя инспекции, заместителя руководителя управления; Кирилловой Александры Алексеевны - начальника отдела; Чураковой Ольги Анатольевны - заместитель начальника отдела; Меньшиковой Анны Владимировны - старшего государственного инспектора; Романцовой Маргариты Александровны - главного специалиста-эксперта; Безруких Анны Павловны - ведущего специалиста-эксперта; Зинкеева Павла Михайловича - ведущего специалиста эксперта; (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий заказчика - Красноярской таможни на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки с единственным поставщиком в рамках статьи 93 Закона о контрактной системе на оказание услуг "Производство экспертиз по определению рыночной стоимости товаров и транспортных средств и по установлению факта использования товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов" (номер закупки 100054124122100088)
Основанием для проведения настоящей проверки явилась информация, изложенная в обращении ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" (вх. N 4314 от 14.03.2022), поступившем в адрес Красноярского УФАС России 14.03.2022.
Проверка начата 21 марта 2022 года, окончена 15 апреля 2021 года.
На основании Приказа Красноярского УФАС России N 108 проверка была продлена до 15 апреля 2022 года.
Проверяемый период: с 03.03.2022 года по 14.03.2022 года.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиком в соответствии с запросом Красноярского УФАС России от 21.03.2022 исх. N 4275 "О проведении внеплановой проверки", а также опубликованные на официальном сайте единого агрегатора торговли "Березка":
1) информацию, изложенную в обращении ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка";
2) пояснения, предоставленные заказчиком с документами, подтверждающими позицию заказчика;
3) объявление о закупке 100054124122100088, размещенное на официальном сайте единого агрегатора торговли "Березка";
4) документы, представленные участником закупки заказчику, с целью участия в закупке.
Мотивировочная часть
Проведя анализ документов и информации, предоставленных заказчиком и обществом, а также информации размещенной в единой информационной системе, Инспекцией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 93 Закона о контрактной системе.
В части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе указано, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р "О создании единого агрегатора торговли" (далее - Распоряжение N 824-р) пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли - информационного ресурса, реализуется в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующими случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно пункту 6 Распоряжения N 824-р федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения (за исключением отдельных заказчиков, указанных в Распоряжении N 824-р) с 1 ноября 2018 г. осуществляют с использованием агрегатора торговли закупки канцелярских товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а с 1 марта 2019 г. осуществляют закупки, указанные в пункте 1 Распоряжения N 824-р.
Регламент функционирования агрегатора торговли размещает оператор агрегатора торговли - акционерное общество "РТ-Проектные технологии" (г. Москва) в единой информационной системе в сфере закупок. В настоящий момент действует Регламент функционирования единого агрегатора торговли (версия от 22.06.2020 г.), утвержденный приказом АО "РТ-Проектные технологии" 22.06.2020 N 60 (далее - Регламент N 60).
В соответствии с пунктом 7.1 Регламента N 60 заказчик формирует и размещает на официальном сайте агрегатора торговли объявление о закупочной сессии, которое в том числе включает дату, время и длительность закупочной сессии. По окончании закупочной сессии формируется итоговый протокол, содержащий последние по дате и времени ценовые предложения, поданные каждым участником закупки или участником закупки - агентом. Победителем закупочной сессии признается участник закупки в рамках закупочной сессии, подавший лучшее ценовое предложение в рамках закупочной сессии.
В соответствии с подпунктом 9 - 10 пункта 7.1 Регламента функционирования EAT в течение 30 (тридцати) минут после окончания закупочной сессии Оператором EAT в автоматическом режиме формируется итоговый протокол с включением последних по дате и времени ценовых предложений, поданных каждым участником закупки, ранжированных от наименьшего к наивысшему. Победителем закупочной сессии признается участник закупки в рамках закупочной сессии, подавший наименьшее ценовое предложение в рамках Закупочной сессии.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком 04.03.2022 сформировано и размещено на официальном сайте единого агрегатора торговли "Березка" (далее - EAT) объявление о закупке N 100054124122100088 услуг с неопределенным объемом (Цена за единицу) "Производство экспертиз по определению рыночной стоимости товаров и транспортных средств и по установлению факта использования товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов".
Заказчиком в рамках объявления о закупочной сессии определены условия закупки, в том числе место оказания услуги, стоимость единицы услуги с расчетом цены.
Исходя из информации, размещенной на сайте Единого агрегатора закупок стартовая/максимальная цена договора составляла 50 000,00 рублей, что соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Также инспекция обращает внимание, что заказчик самостоятельно определяет начальную максимальную цену контракта (договора) в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Выбор места оказания услуги осуществлялся путем выбора адреса из справочника EAT, в котором был указан адрес заказчика: г. Кызыл ул. Ровенская, За.
При этом Инспекция отмечает, что проект договора, приложенный к объявлению о закупке N 100054124122100088 и размещенный на сайте Единого агрегатора закупок, содержал пункты 1.3. "Проведение экспертиз и исследований осуществляется Экспертом в Республике Тыва, г. Кызыл. Объекты исследования поступают на экспертизу в опечатанном виде; данные обеспечительного ярлыка указываются в тексте заключения. После проведения осмотра объекты исследования опечатываются Экспертом ярлыком сохранности с печатью и подписью Эксперта" и 1.3.1. "Объекты исследования осматриваются Экспертом в месте, определяемом представителями сторон в рабочем порядке, идентифицируются с полученными по электронной почте документами, фото- и видеоматериалами; при необходимости Экспертом осуществляется фото- и видеофиксация. При осуществлении осмотра на территории Эксперта объекты исследования хранению у Эксперта не подлежат. По согласованию сторон (их представителей) осмотр объектов проводится Экспертом непосредственно в месте хранения вещественных доказательств", то есть договором предусмотрено место оказания услуг, которым может являться не только местонахождение заказчика, но и местонахождение эксперта в г. Кызыле, а также мест о нахождения предметов исследования.
Проанализировав представленные документы, Инспекция пришла к выводу о том, что ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" были представлены все необходимые документы и сведения для признания его заявки соответствующей. В ходе закупочной сессии участник ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" выразил согласие на оказание услуг в соответствии с условиями проекта договора, в том числе с пунктами 1.3 и 1.3.1 проекта договора. В рамках закупочной сессии данным участником 04.03.2022 было подано предложение, не превышающее и равное цене единицы услуги.
Заказчиком заявка ООО "Сибсервис-Эксперт-Сценка" правомерно была признана заказчиком соответствующей условиям закупки, в связи с чем направлен проект договора для подписания ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка".
Из пояснений заказчика следует, что цена единицы услуги была сформирована методом анализа функционирующего рынка путем направления запроса ценовых предложений в адреса 6 потенциальных участников, получены ответы от 3 потенциальных участников, что соответствует требованиям Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. К объявлению о закупке приложен расчет цены.
В ходе закупочной сессии участник ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" выразило согласие на оказание услуг в соответствии с условиями проекта договора, в том числе с приложением: к договору "Протокол цены на услуги по проведению экспертиз по определению рыночной стоимости товаров и транспортных средств, по установлению использования, на представленных образцах товара товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения".
Также из пояснений заказчика следует, что после размещения на EAT итогового протокола 04.03.2022 в 13.25 по сотовому телефону, указанному в заявке (8-902-515-82-33), состоялся разговор инициатора закупки Н.О. Монгуш с директором ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" И.М. Париловым об условиях исполнения договора. И.М. Парилов пояснил, что в текст договора не вчитывался и предполагал, что по договору предстоит разовая услуга по оценке. И.М Паридову было разъяснено, что предметом договора является экспертиза вещественных доказательств по делам об админисгративных правонарушениях, возбужденным таможенными органами в Республике Тыва; это не является разовой услугой, я требует постоянного присутствия эксперта в г. Кызыле о возможностью выездов на приграничные таможенные посты для их осмотра в местах фактического хранения. И.М. Парилов выразил отказ от заключения договора и выполнения услуг, им предусмотренных.
Участником закупочной сессии ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" 09.03.2022 на EAT был размещен протокол разногласий к проекту договора по результатам объявления о закупке N 100054124122100088.
Заказчиком 10.03.2022 на ЕАТ были размещены возражения на протокол разногласий и направлен проект договора для подписания участником. Ввиду отсутствия ответов на возражения и дальнейших действий со стороны участника закупки ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка", направленных на заключение договора, договор в установленный срок до 11.03.2022 не был заключен и 12.03.2022 закупка была отменена в связи с тем, что участник в срок не отправил документы.
В протоколе разногласий участником фактически была предложена иная цена единицы услуги, определяемая в соответствии с приказом Ф ГС России от 30.07.2010 N 1427 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз и методических рекомендаций", при этом; цена единицы услуги в зависимости от категории ее сложности должна составлять от 11 200 рублей 00 копеек (16 чел/час) до 56 000 рублей 00 копеек (80 чел/час), но не более цены договора.
При этом Инспекция отмечает, что Приказ ФТС России от 30.07.2010 N 1427 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз и методических рекомендаций", на который ссылается участник, касается производства экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном у правлении и определяет нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. Кроме этого данный приказ утратил силу с 26.08.2015, в связи с чем не может быть применен к рассматриваемой закупке.
Инспекция отмечает также тот факт, закупка услуги "Производство экспертиз по определению рыночной стоимости товаров и транспортных средств и по установлению факта использования товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов" осуществлялась на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, в связи с чем данный способ закупки соответствует пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем из информации, представленной Красноярской таможней, следует, что Планом-графиком Красноярской таможни на 2022 год данная закупка предусмотрена по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Индивидуальный код закупки (ИКЗ) 22 1 2460001790 246501001 0041 000 0000 000 в Плане-графике Красноярской таможни на 2022 год присутствует.
При размещении закупки место прочерка заполняется после заключения сторонами договора. В ИКЗ 22 1 2460001790 246501001 0041 _____0000 000 в месте прочерка должен был быть проставлен порядковый номер заключенного договора.
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Инспекцией не установлено доказательств того, что действия заказчика привлекли за собой необоснованное сокращение числа участников закупки или иных нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Также Инспекция отмечает, что на момент поступления обращения ООО "Сибсервис-Эксперт-Оценка" в адрес Красноярского УФАС России (14.03.2022) закупка была отменена, о чем размещена информация в обявлении о проведении закупочной сессии.
На основании вышеизложенного, Инспекция не установила в действиях заказчика нарушений требований закона о контрактной системе.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 апреля 2022 г. N 024/06/99-718/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022