Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_."
"_."
"_."
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова" (далее - БУЗОО "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Профстрой-Групп" (далее - ООО "Профстрой-Групп", общество, подрядчик (исполнитель), участник закупки) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по электроснабжению вновь устанавливаемого оборудования и переподключению существующего в механической прачечной, по адресу: г. Омск. ул. Куйбышева, д. 28, в рамках текущего ремонта" (извещение N 0352200032622000001) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - "_."
директора ООО "Профстрой-Групп" "_."
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 2885 от 22.03.2022) обращение о включении информации об обществе в Реестр и протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 22.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком размещено извещение N 0352200032622000001 о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 253797,60 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 05.03.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 3 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 171117,03 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 111472462, присвоенным оператором (порядковый номер 1).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона от 10.03.2022 следует, что победителем аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 171117,03 руб. (общество с ограниченной ответственностью "Сити Инжиниринг").
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно протоколу об уклонении участника закупки от заключения контракта от 21.03.2022 победитель закупки был признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
В связи с указанным по результатам рассмотрения сведений, представленных заказчиком (вх. N 2885 от 22.03.2022), Комиссией было принято Решение N РНП-55-58/2022 от 29.03.2022 о включении сведений об ООО "Сити Инжиниринг" в реестр.
В силу пункта 1 части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном данной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с данным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с таким законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 данной статьи признан уклонившимся от заключения контракта.
БУЗОО "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова", руководствуясь данной нормой Федерального закона о контрактной системе, осуществило действия по заключению контракта с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер.
Информация о процедуре заключения контракта с ООО "Профстрой-Групп", размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта N 0352200032622000001", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
30.03.2022 09:46 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.03.2022 |
30.03.2022 09:46 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.03.2022 |
30.03.2022 12:46 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000326220000010002 переведена на этап "Контракт не заключен" |
30.03.2022 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 22.03.2022 |
22.03.2022 13:38 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 22.03.2022 |
22.03.2022 13:38 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000326220000010002 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
22.03.2022 13:38 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 22.03.2022 |
30.03.2022 ООО "Профстрой-Групп"" признано уклонившимся от заключения контракта, заказчиком составлен и в этот же день размещен на официальном сайте ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителя заказчика, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Профстрой-Групп" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 22.03.2022. заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе общество в сроки, регламентированные указанной нормой (по 29.03.2022 включительно), не осуществило действия по подписанию и размещению проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечение исполнения контракта, а также по подписанию и размещению протокола разногласий.
Кроме того, ООО "Профстрой-групп" должно было представить обеспечение исполнения контракта с учетом положений, предусмотренных частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе (антидемпинговые меры) (цена контракта, предложенная обществом, снижена более чем на 30 %).
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Во исполнение части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 30.03.2022 заказчиком были предприняты меры:
- по признанию ООО "Профстрой-Групп" уклонившимся от заключения контракта;
- формированию и размещению на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Таким образом, заказчиком были соблюдены все процессуальные требования законодательства о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России было направлено по адресу электронной почты общества: alexandr_kulikov@bk.ru и по адресу, указанному в заявке на участие в закупке: 644074, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 17, к.1, кв. 119 письмо (исх. N 03-2516 от 31.03.2022) с предложением о представлении в срок не позднее 06.04.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об ООО "Профстрой-Групп" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 06.04.2022 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России обществом представлены следующие пояснения:
"В проведенных торгах 05.03.2022 ООО "Профстрой-групп" согласно протокола подведения итогов 2279 заняло второе место. После подведения итогов и по истечению нескольких дней, с нами связался представитель заказчика, объяснив, что победитель аукциона отказывается исполнять контракт и предложил нам рассмотреть возможность исполнения контракта.
После повторного просчета стоимости материалов, ООО "Профстрой-групп" по средствам телефонной связи, представителю заказчика, был дан отказ, так как стоимость материалов выросла даже больше, чем первоначальная цена контракта. Руководствуясь 44Ф-з, но не зная об изменениях внесенных в закон с 01.01.2022. ООО "Профстрой-групп" не подписало договор, отправленный на подпись 22.03.2022", а также представлены
- коммерческое предложение ООО "ТД "Электротехмонтаж" (г. Санкт-Петербург) (спецификация N607/2081868) от 23.02.2022 и счет N 607/2081858 от 31.03.2022;
- коммерческие предложения ООО "ЭнергоСнаб"г. Альметьевск р. Татарстан) от 24.02.2022 и 25.03.2022;
- коммерческие предложения ООО "Технологические решения" (г. Омск) от 24.02.2022 и 24.03.2022.
Сведения, содержащиеся в указанных коммерческих предложениях (с наименованием и стоимостью товаров), подтверждают значительный рост цен с момента размещения электронного аукциона и подачи заявки до момента заключения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Включение сведений в Реестр является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона о контрактной системе у Комиссии Омского УФАС России отсутствовали доказательства совершения обществом виновных, недобросовестных действий в части уклонения от заключения контракта, соответственно включение сведений об ООО "Профстрой-Групп" в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.
Соразмерность санкции характеру правонарушения и возникшим последствиям хотя и не является составляющей понятия недобросовестного поведения поставщика, но должна учитываться антимонопольным органом при вынесении решения о включении сведений в Реестр.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П выразил правовую позицию о том, что федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования законодательства о закупках, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Подрядчик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, не мог предвидеть резкий скачок цен на материалы, используемые при выполнении работ, к моменту заключения контракта, указанные обстоятельства возникли по причинам, не зависящим от общества.
При таких обстоятельствах дела, сведения в отношении ООО "Профстрой-Групп" включению в Реестр не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Профстрой-Групп" (644074, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 17, к.1, кв. 119 ИНН 5507278073, КПП 550701001);
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Профстрой-Групп" Куликове Александре Викторовиче (ИНН 550710764704)
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_." "_." "_."
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 апреля 2022 г. N РНП-55-60/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022