Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "КРИМТЕХТРЕЙД" Беседина Анатолия Анатольевича,
в отсутствие представителей заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (о дате, времени и месте рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/147 по обращению заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее также - УМВД России по Приморскому краю, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "КРИМТЕХТРЕЙД" (ИНН 6166151164) (далее также - ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД", Общество) и учредителе Общества Кукушкине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616605990205), генеральном директоре Общества Беседине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616208111433) по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа) (Извещение от 16.03.2022 N 0120100010322000028),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - УМВД России по Приморскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" (ИНН 6166151164) и учредителе Общества Кукушкине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616605990205), генеральном директоре Общества Беседине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616208111433) в связи уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа) (Извещение от 16.03.2022 N 0120100010322000028).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - УМВД России по Приморскому краю проведен электронный аукцион на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа).
Извещение N 0120100010322000028 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 16.03.2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.03.2022 09:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 24.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 25.03.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 199 133,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2022 N ИЭА1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
Закупочная комиссия, рассмотрев единственную заявку ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" на участие в торгах, признала заявку Общества соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.04.2022 ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" признано уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ: неподписание проекта контракта в установленный Законом N 44-ФЗ срок.
В ходе проведения проверки Обществом представлены в антимонопольный орган письменные пояснения с обоснованием причины уклонения от заключения контракта по результатам закупки на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа) (Извещение от 16.03.2022 N 0120100010322000028).
Изучив материалы дела N 7-3/147, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подп. "б" п. 2 ч. 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст.103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-Ф заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В силу ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
25.03.2022 заказчиком на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещен проект контракта.
Регламентированный срок для подписания контракта в соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ - 01.04.2022.
В связи с невыполнением победителем закупки ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" требований ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а именно: неподписание проекта контракта в установленный Законом N 44-ФЗ срок, Общество согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.04.2022 признано уклонившимся от заключения контракта на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа) по закупке (Извещение от 16.03.2022 N 0120100010322000028).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Как следует из пояснений генерального директора ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД", Общество не пыталось уклониться от заключения контракта на поставку комплекта криминалистического для нужд ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю (в рамках государственного оборонного заказа). Причиной неподписания проекта контракта в регламентированный Законом N 44-ФЗ срок явился человеческий фактор.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.04.2022, до признания ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" уклонившимся от заключения контракта, Общество получило независимую банковскую гарантию N 606783-БГ/22, выданную АКБ "Металлинвестбанк" в качестве обеспечение исполнения контракта по закупке (Извещение от 16.03.2022 N 0120100010322000028), а также, предлагаемый Обществом товар имеется у Общества на складе, так как Общество является производителем данного товара, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 20.03.2022.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - УМВД России по Приморскому краю об участнике закупки - ООО НПП "КРИМТЕХТРЕЙД" (ИНН 6166151164) и учредителе Общества Кукушкине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616605990205), генеральном директоре Общества Беседине Анатолии Анатольевиче (ИНН 616208111433) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 апреля 2022 г. N РНП-140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022