Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "СТОИКБИО" Новиковой В.Н. (доверенность от 12.01.2022 N1) и в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Кузьминовой М.А. (доверенность от 30.03.2022 N4-14-8-04430), рассмотрев жалобу ООО "СТОИКБИО" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.04.2022 поступила жалоба ООО "СТОИКБИО" (далее - Заявитель; Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик; Министерство) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок Заказчика незаконно признала котировочную заявку не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок (реестровый номер которой N14119).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
20.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012) со следующими приложениями: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта, описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявки.
22.03.2022 Заказчик внес изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 29.03.2022 комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение о признании заявки Общества не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок по основанию: "непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, а именно: реквизитов счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством РФ осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, а также не представление регистрационного удостоверения и выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616".
Комиссия, изучив заявки участников закупки, установила следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
В извещении о проведении запроса котировок установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, предусмотренный Постановлением N616.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в т.ч. информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 10 Постановления. N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Однако в извещении о проведении запроса котировок Заказчиком не установлено требование об указании участником закупки в составе заявки номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, предусмотренных Постановлением N616, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 43, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Также, согласно подп. в) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в т.ч. в документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Однако в извещении о проведении запроса котировок Заказчиком не установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 3 части 2 статьи 42, пункт 5 части 1, подп. в) пункта 2 части 1 статьи 43, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом, в ходе анализа заявки Заявителя, Комиссией Управления установлено, что Заявителем в заявке представлена выписка из реестра российской промышленной продукции с реестровой записью N1390\3\2021 (дата внесения в реестр 17.09.2021), что соответствует требованиям Постановления N616.
Также, Комиссией Управления установлено, что Заявителем в заявке представлена копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 19.08.2021 NРЗН 2021/15124.
Следовательно, Комиссия считает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика незаконно было принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок по основанию "непредставление регистрационного удостоверения и выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616" было принято с нарушением подп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно подп. п) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в т.ч. реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Одновременно следует отметить, что пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Аналогичное требование было установлено Заказчиком в документе "Требование к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок" к Извещению.
Однако заявка Заявителя не содержала реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, что не соответствует подп. п) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и извещению о проведении запроса котировок.
Согласно подп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая, что заявка Заявителя не содержала документы и сведения, предусмотренные подп. п) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок, следовательно, комиссия по осуществлению закупки Заказчика правомерно приняла решение об отклонении заявки Общества.
В связи с указанным жалоба Заявителя является необоснованной.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 29.03.2022 комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение об отклонении заявок ООО "Торговый дом "НИАЛ" (заявка под N14114), ИП Махмутовой О.Е. (заявка под N14118) по основанию: "непредставление регистрационного удостоверения и выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616".
При этом, в ходе анализа заявки ООО "Торговый дом "НИАЛ" (заявка под N14114), Комиссией Управления установлено, что данным участником в заявке представлена выписка из реестра российской промышленной продукции с реестровой записью N3514\3\2021 (дата внесения в реестр 25.10.2021), а также копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 26.07.2021 NРЗН 2013/641.
ИП Махмутовой О.Е. (заявка под N14118) представлена в заявке выписка из реестра российской промышленной продукции с реестровой записью N4622\1\2021 (дата внесения в реестр 23.11.2021), а также копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 30.12.2021 NРЗН 2021/16202.
Также следует отметь, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение об отклонении заявки ООО "Орион" (заявка под N14108) по основанию: "участник закупки в составе заявки указал несколько производителей товара, что не позволяет определить характеристики предлагаемого к поставке товара, а также "непредставление регистрационного удостоверения и выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616".
Однако Комиссия Управления отмечает, что статьей 43 Закона о контрактной системе не запрещается участнику закупки предлагать к поставке товар несколько производителей.
Заявка ООО "Орион" (заявка под N14108) также содержала выписки из реестра российской промышленной продукции с реестровой, а также копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
Согласно подп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Учитывая, что заявки участников закупки ООО "Торговый дом "НИАЛ" (заявка под N14114), ИП Махмутовой О.Е. (заявка под N14118), ООО "Орион" (заявка под N14108) содержали документы и сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок, следовательно, комиссия по осуществлению закупок Заказчика незаконно приняла решение об отклонении заявок указанных участников с нарушением подп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Данные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.30 КоАП.
Учитывая, что государственным заказчиком Министерством здравоохранения Астраханской области по итогам процедуры запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012) заключен контракт, Комиссия Управления считает нецелесообразным выдавать предписание Заказчику.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТОИКБИО" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012) необоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области нарушившей подп.а) пункта 1 части 3 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012).
2. Признать государственного заказчика Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим подп.в) пункта 2, пункт 5 части 1 статьи 43, пункт 3 части 2 статьи 42, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Костюм медицинский одноразовый) (номер извещения: 0125200000722000012).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 апреля 2022 г. N 030/06/42-455/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022