Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителей по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия Заказчика - Управление строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального округа Приуральский район", начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей (извещение N 0890300004822000091), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 2047 от 04.04.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения конкурсной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Конкурсе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 04.04.2022 09:00;
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 06.04.2022;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.04.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что:
1. Документацией установлено незаконное требование к участникам о наличии лицензии на выполнение геодезических и картографических работ.
2. При формировании порядка оценки заявок участников заказчиком неверно была определена сопоставимость опыта работ по объему - в части установления ценового порога по принимаемым к оценке контрактам (договорам) в размере 100% начальной максимальной цены.
3. В документации содержатся противоречащие друг другу формулировки относительно перечня работ, относящихся к основным и к гарантийным обязательствам.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению, Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие у участника закупки действующей лицензии на геодезическую и картографическую деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности". Наименование лицензируемого вида работ: "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории"
Согласно п. 42 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (далее - Постановление N 1126) (в действующих редакциях), установлено, что лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (далее - геодезическая и картографическая деятельность).
В своих возражениях на жалобу и разъяснениях положений документации от 31 марта 2022 г Заказчик обосновал установление данного требования к участникам тем, что:
1) В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обязательным приложением к ГП является описание границ населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
2) С 01 марта 2022 г. работы по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории подлежат обязательному лицензированию.
Однако Комиссия считает, что вывод Заказчика о том, что для разработки проекта ГП необходима лицензия ГиК, является результатом неверного толкования пункта 42 статьи 12 Закона о лицензировании и пункта 1 положения, утвержденного Постановлением N 1126, в том числе внесенных в него с 01 марта 2022 г. изменений. Так как в указанных нормах установлены виды картографических и геодезических работ, подлежащие лицензированию. Внесенные с 01 марта 2022 г. изменения расширили перечень лицензируемых видов работ - в том числе добавилось установление границ населенных пунктов и границ зон с особыми условиями использования территории. Вместе с тем, из указанных норм не было исключено условие о том, что геодезические и картографические работы, выполняемые в рамках градостроительной деятельности (все виды работ), лицензированию не подлежат.
Следовательно, внесенные с 01 марта 2022 г. изменения не отменяют основного условия о том, что для выполнения всех перечисленных видов геодезических и картографических (включая добавленные 01 марта 2022 г.), в случае их осуществления в составе градостроительной деятельности, лицензия ГиК не требуется.
Согласно п. 2 Положения лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган, Росреестр).
В соответствии с разъяснениями Росреестра, изложенными в письме от 29.03.2017 г. исх. N 16-00865/17, лицензия для лиц, осуществляющих подготовку градостроительной документации, в том числе генеральных планов поселений и городских округов, не требуется.
Таким образом Комиссия считает, что требование о наличии у участников закупки лицензии на геодезическую и картографическую деятельность, а также требование о представлении копии данной лицензии в составе заявки установлены в конкурсной документации неправомерно, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
2. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько показателей оценки в том числе такой показатель как наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пунктом 25 Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N 2604, применяются детализирующие показатели.
Согласно Приложению N 5 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлен "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" который содержит критерии оценки заявок на участие в закупке:
1. Цена контракта - 60%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.
Согласно подпункту "а" пункту 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Постановления N 2604 Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Пунктом 1 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" предусмотрено, что показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" по критерию "Квалификация участников закупки" оценивается контракт (договор) сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнения работ (оказания услуг) в области градостроительной деятельности, технические задания которых предусматривают одновременную разработку ГП и ПЗЗ (в одном государственном/ муниципальном контракте/ договоре) или одновременное внесение изменений в ГП и ПЗЗ (в одном государственном/муниципальном контракте/договоре). При этом, цена каждого предлагаемого к оценке контракта (договора), должна составлять не менее 100% от НМЦК настоящего объекта закупки".
Однако Комиссия отмечает, что, положения Постановления N 2604 не предусматривают определения сопоставимости опыта работ по объему и установления ценового порога по принимаемым к оценке контрактам (договорам).
Основным и единственным условием сопоставимости договора согласно Постановлению N 2604 является его предмет.
Самостоятельное и произвольное установление Заказчиком ценового порога по принимаемым к оценке контрактам (договорам), по мнению Комиссии, не позволяет объективно оценить весь имеющийся сопоставимый с предметом контракта опыт участников закупки.
Таким образом, установление Заказчиком требования о том, что к оценке будут приниматься контракты только с ценой не менее 100% от НМЦК настоящего объекта закупки, не соответствует Постановлению N 2604 и не создают равных условий для обеспечения добросовестную конкуренцию между участниками.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений подпункта "в" пункта 28 Постановления N 2604, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе при установлении подобного порядка оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг связанного с предметом контракта.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
3. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Контракт, заключаемый по итогам проведения настоящей закупки, по своей правовой природе является договором подряда. Предмет договора (состав и объем работ) является существенным условием договора и должен быть четко определен без возможности двоякого толкования. В противном случае договор должен может быть признан незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ ввиду несогласованности существенного условия договора.
Таким образом при указании состава работ недопустимо использование неоднозначных формулировок, из которых четко не следует, выполняются работы или нет (при необходимости, в случае если понадобится, за исключение случаев и т.д.), выполняются они в рамках основных обязательств или в рамках гарантийных. Кроме того, участник при принятии решения об участии в закупке должен четко понимать, какие именно работы и в какой срок необходимо будет выполнить.
Предметом закупки является разработка в соответствии с требованиями ГрК РФ проекта ГП и проекта ПЗЗ. На выполнение основных обязательств по контракту отведен срок - до 30 ноября 2022 г.
Указанные документы до утверждения подлежат согласованию в установленном ГрК РФ порядке, также до их утверждения проводятся публичные слушания (общественные обсуждения). Организация процедур согласования проектов ГП и ПЗЗ, а также проведения публичных слушаний относится к компетенции заказчика, подрядчик сопровождает указанные процедуры, осуществляя необходимое консультирование, подготавливая материалы по проекту, принимая участие в публичных слушаниях, а также внося необходимые изменения в отчетные материалы.
В пункте 10 технического задания указано, что участие подрядчика в согласовании с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая доработку документов, а также участие в повторных публичных слушаниях (при их проведении) относится к гарантийным обязательствам.
Вместе с тем, в календарном плане работ (приложение 2 к проекту контракта) в отношении 2 этапа работ указано, что в него входит: "Подготовка проекта ГП муниципального округа Приуральский район, обеспечение согласования в соответствии с требованиями ГрК РФ, подготовка проекта ПЗЗ муниципального округа Приуральский район, публичные слушания (общественные обсуждения), подготовка сведений о границах населенных пунктов и территориальных зонах (за исключением гарантийных случаев)".
Однако из календарного плана выполнения работ не представляется возможным однозначно понять, какие именно согласования заказчик относит к основным обязательствам, выполняемым на 2 этапе работ, а какие являются "гарантийными случаями".
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Нарушения, допущенные заказчиком в документации об электронном аукционе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия Заказчика - Управление строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального округа Приуральский район", начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей (извещение N 0890300004822000091), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства N 2604 ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение документации извещение N 0890300004822000091, о необходимости представить в срок до 08.06.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 09.06.2022 в 15 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 апреля 2022 г. N 089/06/31-292/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022