Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика -Сиделева А. В.,
от ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" - Горчханова В. Р.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" по факту осуществления закупки путём проведения аукцион в электронной форме N 0121300045722000012 "Оказание услуг по опубликованию муниципальных правовых актов, публикациям в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведению до сведения жителей Минераловодского городского округа Ставропольского края официальной информации о социально экономическом и культурном развитии Минераловодского городского округа Ставропольского края, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации в периодическом печатном издании общественно-политической тематики и (или) специализации".
Заказчик указывает, что ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" уклонилось от подписания контракта
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, проведя проверку факта уклонения победителя аукциона от заключения контракта и действий заказчика, установила:
Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) было размещено извещение по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121300045722000012 "Оказание услуг по опубликованию муниципальных правовых актов, публикациям в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведению до сведения жителей Минераловодского городского округа Ставропольского края официальной информации о социально экономическом и культурном развитии Минераловодского городского округа Ставропольского края, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации в периодическом печатном издании общественно-политической тематики и (или) специализации".
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
По итогам проведения электронного аукциона N 0121300045722000012 победителем был признан участник закупки - ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ".
Часть 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ установлено, что нее позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
01.04.2022 г. заказчиком был направлен победителю проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
07.04.2022 г. ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" был размещен подписанный со своей стороны проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта
Однако, Заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 51 и частью 5 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" был признан уклонившимся от заключения контракта, поскольку при заключении контракта им не были исполнены требования, о предоставлении обеспечения исполнения контракта, о чем 11.04.2022 г. был составлен Протокол, с указанием на на требования, не выполненные участником закупки:
N |
Сведения о факте (фактах), для признания победителя открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта |
1 |
При заключении контракта победителем открытого аукциона в электронной форме не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ, а также требования извещения о предоставлении обеспечения исполнения контракта, в размере, установленном извещением о закупке. Контрактной службой заказчика 11.04.2022 было установлено, что 07.04.2022 участником закупки с идентификационным номером 111591413 был направлен подписанный с его стороны контракт и банковская гарантия N 9038JTILQGFR2Q0AQ0QQ8RL от 07 апреля 2022 года (Реестровая запись реестре контрактов в ЕИС N 02L32630046431220001) на сумму 175 598,10 рублей. В соответствии с частью 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В независимую гарантию в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия. При этом, представленная победителем электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта независимая (банковская) гарантия содержит не предусмотренное Законом о контрактной системе условие - "_право на бесспорное списание причитающихся БЕНЕФИЦИАРУ денежных сумм со счета ГАРАНТА. Указанное право возникает у БЕНЕФИЦИАРА только в случае, если условие о включении в банковскую гарантию права на бесспорное списание причитающихся БЕНЕФИЦИАРУ денежных средств со счета ГАРАНТА было предусмотрено извещением об осуществлении Закупки, документацией о Закупке, проектом Контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" ограничивающее право Заказчика на бесспорное списание денежных средств которое должно было быть установлено в независимой (банковской) гарантии в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ. |
2 |
Частью 3 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия. В представленной Заказчику Гарантии указано "Настоящая гарантия вступает в силу 07.04.2022 г., действует по 31.01.2023 г. и прекращается, а ГАРАНТ освобождается от всех своих обязательств по гарантии, если требования БЕНЕФИЦИАРА не были представлены ГАРАНТУ до этой даты или на эту дату". При направлении Требования в Банк в бумажной форме, Заказчик в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ имеет право направить в организацию связи необходимые документы в целях получения платежа до двадцати четырех часов последнего дня срока, а согласно ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, что подтверждает отсутствие недобросовестности в реализации права на получение платежа. Исходя из совокупности применения п. 2 ст. 194 и п. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации отправленные Заказчиком требования по независимой (банковской) гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены Гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии. Из указанных положений законодательства следует, что Заказчик вправе предъявить требование по банковской гарантии путем направления такого требования не позднее чем в последний день действия независимой (банковской) гарантии. Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии независимой гарантии условиям, указанным в ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ. В рассматриваемом случае положения независимой гарантии не соответствуют ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе. |
3 |
В соответствии со ст. 165.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для Гаранта последствия с момента доставки соответствующего сообщения. Одновременно, постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 установлена возможность предъявления заказчиком требования к банку об уплате денежных средств, как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В представленной независимой (банковской) гарантия N 9038JTILQGFR2Q0AQ0QQ8RL от 07 апреля 2022 года не указан точный электронный адрес Гаранта, по которому Заказчику необходимо предоставить Требование об уплате денежной суммы по независимой (банковской) гарантии в форме электронного документа, что ограничивает право заказчика в части обеспечения возможности вручения гаранту требования по гарантии. При этом указан почтовый адрес и условие что требование платежа по гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме заказным письмом с уведомлением. Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии независимой гарантии условиям, указанным в ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ. В рассматриваемом случае положения независимой (банковской) гарантии не соответствуют ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе. |
4 |
В представленной независимой (банковской) гарантии установлено: "ГАРАНТ имеет право приостановить осуществление платежа в пользу БЕНЕФИЦИАРА на срок до 7 (Семь) календарных дней, если он имеет разумные основания полагать, что: - обстоятельство, на случай возникновения которого настоящая гарантия обеспечивала интересы БЕНЕФИЦИАРА, не возникло; - основное обязательство ПРИНЦИПАЛА, обеспеченное настоящей гарантией, недействительно; - исполнение по основному обязательству ПРИНЦИПАЛА принято БЕНЕФИЦИАРОМ без каких-либо возражений". Принцип независимости гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, закреплен в статье 370 ГК РФ, согласно которой предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство. Таким образом, согласно пункту 2 статьи 370 ГК РФ гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, которые могли бы быть выдвинуты принципалом в отношении основного обязательства. |
5 |
Пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ установлено что независимая гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией. В представленной независимой (банковской) гарантия N 9038JTILQGFR2Q0AQ0QQ8RL от 07 апреля 2022 года указаны в качестве обеспечиваемых следующие обязательства по Контракту: "_обязательств, предусмотренных предметом Контракта". При этом самим контрактом в отношении Принципала установлены обязательства, включающие в себя не только непосредственно предмет Контракта, но и, например, сроки оказания услуг, сроки формирования Исполнителем документов о приемке в электронной форме и другие. Также в представленной независимой (банковской) гарантии содержатся положения о том, что "Требование платежа по настоящей гарантии не может быть предъявлено ранее установленного Контрактом срока выполнения обязательств по Контракту". При этом извещением о закупке установлен срок и условия исполнения обязательств - "с даты заключения контракта по 28.12.2022. Услуги оказываются по заявкам Заказчика, срок исполнения одной (каждой) заявки Заказчика не более 2 (двух) дней с даты поступления заявки Исполнителю, если иное не указано в заявке". Таким образом, вышеназванные условия, закрепленные в независимой (банковской) гарантии N 9038JTILQGFR2Q0AQ0QQ8RL от 07 апреля 2022 года не соответствуют извещению о закупке. Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки. В рассматриваемом случае положения банковской гарантии не соответствуют ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное принято решение об отказе в принятии банковской гарантии. |
Вместе с тем, при рассмотрении сведений о недобросовестном поставщике, если факт уклонения от заключения государственного (муниципального) контракта прямо не очевиден, то сведения о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не включаются.
Из вышеизложенного следует, что факт уклонения участника закупки от заключения контракта требует подтверждения, и только в случае подтверждения указанного факта антимонопольный орган осуществляет размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Следовательно, включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения контракта. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
В ходе заседания Комиссии по контролю в сфере закупок установлено, что ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" не уклонялось от заключения контракта, что подтверждается осуществлением действий, направленных на заключение контракта - размещением проекта контракта, подписанного со своей стороны, а так же изготовлением независимой (банковской) гарантия N 9038JTILQGFR2Q0AQ0QQ8RL от 07 апреля 2022 года.
Более того, в силу п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" не может быть признано недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 и частью 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 апреля 2022 г. N РНП-26-1776
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022