Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Фомина М.В., заместителя руководителя управления- начальника отдела;
членов Комиссии:
Миронова Д.В., заместителя начальника отдела,
Пальченкова А.С., ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Лисеева А.Н. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку товара (Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления) (N закупки 0128200000122001512), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика- ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" Сергеевой И.А., представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области ВО Кулешовой М.П. (доверенность N 81 от 30.12.2021), представителя ИП Лисеева А.Н. - Домбровского Д.Д. (доверенность N 1 от 18.05.2021).
Заказчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
18.04.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 19.04.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-221/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Лисеева А.Н. (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку товара (Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления) (N закупки 0128200000122001512).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок.
5 апреля 2022 rода в единой информационной системе было размещение извещение о проведении аукциона в электронной форме 0128200000122001512 на поставку аппарата для суточного мониторинга артериального давления.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В составе проекта контракта Заказчиком указано следующие:
"6.12. При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно."
"6.14. При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно, а в случае отсутствия сведений о товаре в указанных реестрах - сертификат СТ-1."
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, па поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Заказчиком в аукционной документации по факту установлено требование о необходимости предоставления заказчику документов, подтверждающих страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Однако в соответствии с действующим законодательством участники в качестве подтверждения страны происхождения могут предоставлять
Согласно абз. 3 п. 3(1) ПП РФ N 878 установить, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а"-"в" пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию:
1. Номер реестровой записи из реестра российской продукции:
2. Номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров:
3. копия сертификата по форме СТ-1.
Таким образом, пункты 6.12 и 6.14 Проекта контракта противоречат друг другу и создают правовую неопределенность при поставке товара, так основываясь на пункте 6.12 Заказчик будет вправе требовать предоставления следующих документов, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленности, а именно:
"акт о проведении оценки" - документ, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по итогам проведения оценки продукции, в отношении которой ранее выдано заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, подтверждающий соответствие промышленной продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 т. N 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее соответственно - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, требования, предусмотренные приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), или подтверждающий совокупное количество баллов за фактическое выполнение на территории Российской Федерации операций (условий), если в требованиях, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 201.5 г. N 719, предусмотрена балльная оценка за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - балльная оценка за выполнение операций (условий), или подтверждающий достижение процентных показателей совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) от максимально возможного количества баллов;
"акт экспертизы" - документ, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подтверждающий соответствие производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, или подтверждающий совокупное количество баллов за фактическое выполнение на территории Российской Федерации операций (условий), если требованиями, предусмотренными приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, определена балльная оценка за выполнение операций (условий), или подтверждающий достижение процентных показателей совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) от максимально возможного количества баллов;
"заключение о подтверждении производства" - заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719;
Это документы, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (и. 1(2)).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Фактически в нарушение конкретно определенного перечня информации, заказчик требует предоставлять внутреннее документы, которые содержат коммерческую тайну, что в принципе нарушает требования к предоставляемым документам в качестве подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции определенные в абз. 3 п. 3(1) ПП РФ N 878.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен и сообщил следующее.
Согласно разделу N 2 Извещения N 0128200000122001512 Заказчик установил требование к ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ, ПРИНЯТЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С Ч.3 И 4 СТ.14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 44-ФЗ:
2.2. |
Ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг |
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации": - участник закупки представляет следующие документы и (или) информацию соответственно в составе заявки на участие в закупке: - номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); - копия сертификата по форме СТ-1. |
При проведении электронного аукциона участник предоставляет документы на предлагаемый к поставке товар, подтверждающий его соответствие/не соответствие установленным в Извещении требованиям, а именно:
- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- копия сертификата по форме СТ-1.
Таким образом, уже на этапе определения поставщика по данной закупке определяется и конкретный товар, и страна его происхождения, и предоставляются соответствующие документы.
В проекте контракта заказчик предложил:
"6.12. При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно.
6.14. При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно, а в случае отсутствия сведений о товаре в указанных реестрах - сертификат СТ-1"
Ст.432 ГК РФ гласит: "Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение".
В силу п.1. ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение несущественных условий контракта при его исполнении допускается.
В проекте контракта в п.6.12,6.14 допущена техническая ошибка, которая не является существенной, для данного вида договоров в силу Федерального закона N 44-ФЗ (ст.34) и ГК РФ (параграфы 3,4).
Заказчик вправе изменить условия, отраженные в проекте контракта, по требованию победителя электронной процедуры, если его положения не соответствуют извещению, документации о закупке и (или) заявке победителя (пп. "а" п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на сайте) протокол разногласий по проекту контракта, указав замечания к положениям проекта контракта, которые не соответствуют извещению, документации о закупке и (или) его заявке. Протокол разногласий размещается в течение пяти дней с даты первичного размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС (пп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить запрос о даче разъяснений положений Извещения (документации).
В силу общеправового принципа, изложенного в п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе и на признании равенства участников регулируемых им отношений.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Указанные выше положения распространяются на любого участника гражданских правоотношений.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм права добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, с момента извещения об аукционе и до определения победителя аукциона ИП Лисеев А.Н. не обратился к заказчику либо организатору торгов с соответствующими запросами относительно проекта Контракта.
По результатам электронного аукциона податель жалобы признан его победителем, как предложивший наименьшую цену контракта, понизив цену более, чем 25%.
Рассматривая данную ситуацию, действия Заказчика и допущенная техническая ошибка в части несущественных условий проекта контракта, никоим образом не нарушила законные права подателя жалобы ИП Лисеев А.Н., и никак не повлияла на его победу в электронном аукционе.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган в своих письменных пояснениях сообщил, что нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000122001512 и документация об электронном аукционе на закупку товара (Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления).
Начальная (максимальная) цена контракта: 132 233,33 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о необходимости предоставления заказчику документов, подтверждающих страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В нарушение определенного перечня информации, заказчик избыточно требует предоставить документы и информацию, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, проанализировав положения извещения и приложения к нему о проведении электронного аукциона в электронной форме в совокупности с вышеперечисленными нормами права, Комиссия Владимирского УФАС России установила, что установленное заказчиком требование к информации и документам является избыточным
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Лисеева А.Н. на положения документации электронного аукциона на закупку товара (Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления) (N закупки 0128200000122001512) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены комиссии Д.В. Миронов
А.С. Пальченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 апреля 2022 г. N 033/06/31-221/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022