Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Техносоюз-27" Сащенко Вадима Михайловича по доверенности от 12.04.2022 N 1,
в отсутствие представителей заказчика - Комсомольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (о дате, времени и месте рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/164 по обращению заказчика - Комсомольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее также - Комсомольский ЛО МВД России на транспорте, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "Техносоюз-27" (ИНН 2703099300) (далее также - ООО "Техносоюз-27", Общество) и его учредителе (генеральном директоре) Крайнове Вадиме Сергеевиче (ИНН 270319028152) по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа (Извещение от 21.03.2022 N 0322100007522000004),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Комсомольский ЛО МВД России на транспорте о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО "Техносоюз-27" (ИНН 2703099300) и учредителе Общества Крайнове Вадиме Сергеевиче (ИНН 270319028152) в связи уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа (Извещение от 21.03.2022 N 0322100007522000004).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее также - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - Комсомольский ЛО МВД России на транспорте проведен электронный аукцион на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа.
Извещение N 0322100007522000004 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.03.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 240 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.03.2022 08:56 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 29.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 31.03.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N извещения 0322100007522000004) от 30.03.2022 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
Закупочная комиссия, рассмотрев единственную заявку ООО "Техносоюз-27" на участие в торгах (идентификационный номер заявки - 157), признала заявку Общества соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.04.2022 ООО "Техносоюз-27" признано уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ: неподписание проекта контракта в установленный Законом N 44-ФЗ срок.
В ходе проведения проверки Обществом представлены в антимонопольный орган письменные пояснения с обоснованием причины уклонения от заключения контракта по результатам закупки на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа (Извещение от 21.03.2022 N 0322100007522000004).
Изучив материалы дела N 7-3/164, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подп. "б" п. 2 ч. 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст.103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-Ф заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В силу ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
31.03.2022 заказчиком на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещен проект контракта.
Регламентированный срок для подписания контракта в соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ - 07.04.2022.
В связи с невыполнением победителем закупки ООО "Техносоюз-27" требований ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а именно: неподписание проекта контракта в установленный Законом N 44-ФЗ срок, согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.04.2022 Общество признано уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа (Извещение от 21.03.2022 N 0322100007522000004).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Как следует из пояснений генерального директора ООО "Техносоюз-27", Общество не имело умысла уклониться от заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта (отечественного производства) Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа. Причиной неподписания проекта контракта в регламентированный Законом N 44-ФЗ срок явилась техническая ошибка в действиях сотрудника.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что заказчиком с Обществом ранее заключены контракты на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта Комсомольского ЛО МВД России на транспорте, что подтверждается подписанными и оплаченными актами выполненных работ N 2122188100342002727024960/0322100007521000011/СП-С274 от 12.01.2022,
N 2122188100342002727024960/0322100007521000011/СП-С275 от 15.01.2022, а также имеются заключенные с заказчиком и исполненные без нарушений контракты по закупкам: N 0322100007521000024 (Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту служебных автотранспортных средств Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа), N 0322100007521000023 (Услуги по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа), N 0322100007521000012 (Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту служебного автомобиля марки УАЗ Патриот Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа), N 0322100007521000011 (Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту служебных автотранспортных средств Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа), N 0322100007521000009 (Приобретение запасных частей(шины, диски) для служебного автотранспорта Комсомольского ЛО МВД России на транспорте в рамках государственного оборонного заказа).
Также Общество 08.04.2022 подписало проект контракта на бумажном носителе и направило его в адрес заказчика с приложением платежного поручения от 08.04.2022 N 162 на сумму 12 000, 00 рублей в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Комсомольским ЛО МВД России на транспорте об участнике закупки - ООО "Техносоюз-27" (ИНН 2703099300) и учредителе (генеральном директоре) Общества Крайнове Вадиме Сергеевиче (ИНН 270319028152) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 апреля 2022 г. N РНП-142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022