Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Шикова С.М. на электронный аукциона поставку масок медицинских (номер извещения: 0357200028722000058), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
31.03.2022 года Заказчиком объявлен электронный аукциона поставку масок медицинских (номер извещения: 0357200028722000058).
Извещение N0357200028722000058 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 31.03.2022 15:58.
Начальная (максимальная) цена контракта - 224 300,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 08.04.2022 11:00.
Оператор электронной площадки ЭТП Газпромбанк.
07.04.2022 (вх.N345-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.04.2022 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N345-з от 07.04.2022 г.):
Заказчик неправомерно установил запрет по Постановлению Правительства РФ N616.
Требование о времени использования до 12 часов противоречит пункту 3.1 ГОСТ 12.4.294-2015.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.N1757 от 12.04.2022, в материалах дела):
Закупаемый товар имеет код ОКПД 35.50.50.190, включенный в Постановление Правительства РФ N616.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны
разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 10 Постановления N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции (далее - Реестры) с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" утверждены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Указанные требованиям утверждены в целях применения соответствующего запрета, при этом их действие распространяется на медицинские маски (за исключением полумасок фильтрующих классов защиты FFP1, FFP2, FFP3).
В описании объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
1. |
Маска-респиратор с клапаном выдоха (медицинская маска) ОКПД 2: 32.50.50.190 |
Защитная маска-респиратор белого цвета с клапаном, предназначена для защиты органов дыхания от опасных частиц, таких как различные аэрозоли, бактерии, микробы, вирусы или споры. Должна состоять не менее чем 5 слоев и способна задерживать 95% частиц, Маска-респиратор клапанного типа, многослойная, универсального размера, на резинках, фильтр не содержит стекловолокно. Класс защиты FFP2. ПДК не менее 10 и не более 12. Масса- не менее 4,2 гр. и не более 5 гр. Время использования: до 12 часов Срок годности на момент поставки: 5 лет |
Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий (https://roszaravnadz.or.gov.ru) медицинские маски и респираторы являются различными медицинскими изделиями, имеющими разное функциональное назначение и условия применения (182450 - маска хирургическая одноразового использования, 180770 - респиратор общего применения, одноразового использования).
Соответственно, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 при закупке респираторов устанавливать не требуется.
Таким образом, в связи с тем, что медицинская маска и респиратор не являются взаимозаменяемыми медицинскими изделиями, а требование Постановления N616 об установлении запрета применяется только в отношении медицинских масок, у Заказчика отсутствовали правовые основания для установления в извещении запрета, предусмотренного Постановлением N616 (Данная позиция согласуется с судебной практикой по Делу NА48-323/2021 и позицией ФАС России, изложенной в письме NПИ/69101/21 от 18.08.2021 года).
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 14, п.15. ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения ч.1.4. ст.7.30 КоАП РФ.
2.Довод представителя Заявителя озвученный в ходе рассмотрения жалобы по существу, относительно нарушения в описании объекта закупки, а именно незаконного требования о времени использования маски более 12 часов не находит своего подтверждения исходя из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+A1:2009). Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия(введен в действие Приказом Росстандарта от 18.06.2015 N 744-ст) (далее - ГОСТ 12.4.294-2015) распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей, и устанавливает общие технические условия.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 ГОСТ 12.4.294-2015:
-одноразовая фильтрующая полумаска для защиты от аэрозолей (non re-useable (NR) particle filtering half mask): Фильтрующая полумаска для защиты от аэрозолей, рассчитанная на применение в течение не более одной смены.
-многоразовая фильтрующая полумаска для защиты от аэрозолей (re-useable (R) particle filtering half mask): Фильтрующая полумаска для защиты от аэрозолей, рассчитанная на применение в течение более одной смены.
Описание объекта закупки не содержит указания на то, изделие должно быть одноразовым.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя, что маска подлежит применению не более одной смены не находит своего подтверждения.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шикова С.М. частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, п.15. ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика и внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковско УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
А.С. Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 18 апреля 2022 г. N 060/06/31-152/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022