Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок <_>, членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>,
с участием:
индивидуальный предприниматель <_> (далее также - ИП <_>, индивидуальный предприниматель), обеспечил личное участие в рассмотрении сведений;
заказчик, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница (далее также - ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ, заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
оператор, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ в отношении ИП <_>, и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку факта уклонения победителя закупки (извещение N 0371300092022000049), ИП <_>, от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ с заказчиком, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, порядка признания ИП <_> уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049), проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 07.04.2022 N 143,
установила:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП <_>, уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049).
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения представителей сторон, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 14.03.2022 размещено извещение N 0371300092022000049 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 320,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0371300092022000049 от 25.03.2022 следует, что по итогам рассмотрения заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем рассматриваемого аукциона участника закупки ИП <_> (идентификационный номер заявки N 111573314), как участника, предложившего наименьшую цену контракта (9363,20 руб. (24% снижение), и заявка которого признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям извещения о проведении аукциона.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Как установлено на заседании Инспекции, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0371300092022000049 от 25.03.2022 опубликован в единой информационной системе 25.03.2022, следовательно, заказчик обязан направить проект контракта не позднее 29.03.2022.
Заказчиком представлена хронология действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
26.03.2022 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ.
В связи с тем, что заказчик разместил проект контракта в нерабочий день (26.03.2022 - суббота), а обязанность по такому размещению установлена в рабочих днях, проект контракта считается размещенным 28.03.2022.
Таким образом, регламентированный срок для подписания контракта и внесения обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в извещении (616,00 руб. - 5% от НМЦК), либо размещения протокола разногласий ИП <_> - 04.04.2022 (включительно).
В регламентированный срок (до 04.04.2022 (включительно) ИП <_> не разместил на электронной площадке протокол разногласий или подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении (616,00 руб. - 5% от НМЦК).
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ИП <_> уклонившемся от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, поскольку ИП <_> в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписал проект контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 06.04.2022 протоколе N 0371300092022000049/1 о признании победителя электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ уклонившимся от заключения контракта от 06.04.2022).
06.04.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе подготовки к заседанию Инспекцией УФАС по Ярославской области в адрес ИП <_> направлен запрос о предоставлении письменных пояснений с указанием причин уклонения от подписания контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, в срок, установленный законом, в данном запросе также указано на необходимость обеспечения явки ИП <_> и (или) его представителя 12.04.2022 в 10:00 на заседания Инспекции по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
В устных, пояснениях ИП <_> указал, что, подавая заявку на участие в электронном аукционе, имел намерение заключить и исполнить контракт на условиях, предусмотренных в извещении о проведении аукциона, однако совершить требуемые в силу закона действия не представилось возможным в силу следующего.
04.04.2022 ИП <_> планировал разместить на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта (не в полном объеме заполнена спецификация к проекту контракта).
Однако, в силу проблем с доступом к ресурсам сети Интернет в период с 11 час. 23 мин. до 19 час. 14 мин. 04.04.2022, что подтверждается письмом от 07.04.2022 исх. N 77 Интернет-провайдера ООО "Нетис Телеком", а также проблемами с доступом в личный кабинет электронной площадки, что подтверждается информацией с сайта оператора электронной площадки, протокол разногласий от 04.04.2022 не разместился на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте).
05.04.2022 ИП <_> стало известно, что протокол разногласий 04.04.2022 по вышеуказанным причинам не был размещен, в этот же день (05.04.2022) ИП <_> разместил протокол разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта (не в полном объеме заполнена спецификация к проекту контракта), внес обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в извещении (616,00 руб. - 5% от НМЦК), что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с сайта оператора электронной площадки, информацией, содержащейся в протоколе N 0371300092022000049/1 о признании победителя электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ уклонившимся от заключения контракта от 06.04.2022, платежным поручением N 104 от 05.04.2022.
06.04.2022 ИП <_> узнал о том, что заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, в этот же день (06.04.2022) ИП <_> обратился в адрес заказчика с объяснением причин неподписания проекта контракта в установленный законом срок и возможностью подписания контракта за рамками установленного законом срока (письмо от 06.04.2022 исх. N 72).
Кроме того, ИП <_> указал на то, что медицинские изделия, являющиеся предметом неподписанного контракта, имелись у последнего в распоряжении, что также свидетельствует о намерении индивидуального предпринимателя заключать и исполнить контракт на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ на предусмотренных последним условиях.
Для реализации права ИП <_> на предоставление дополнительных доказательств в обоснование своей позиции, заседание Инспекции Ярославского УФАС России было перенесено на 13.04.2022 в 11:00.
13.04.2022 на заседании Инспекции Ярославского УФАС России ИП <_> представил доказательства того, что медицинские изделия, являющиеся предметом неподписанного контракта, имелись у последнего в распоряжении (товарная накладная N 768 от 28.03.2022, справка о наличии товара на складе от 12.04.22).
В подтверждение добросовестности ИП <_> свидетельствуют в том числе следующие обстоятельства: в соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе ИП <_> имеет положительный опыт исполнения принятых на себя обязательств по контрактам, заключенным в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (более 500 исполненных контрактов).
Кроме того, как пояснил на заседании Инспекции представитель ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ, заказчик не настаивает на включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако, проект контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ не был подписан ИП <_> в регламентированный законодательством срок, что является нарушением части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Изложенные обстоятельства позволяют Инспекции констатировать, что в рассматриваемом случае имеет место факт уклонения ИП <_> от заключения вышеуказанного контракта.
Вместе с тем при рассмотрении Инспекцией вопроса о включении либо невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с признанием такого участника уклонившимся от заключения контракта правовое значение имеет именно поведение участника закупки на стадии заключения контракта (принимаемые им меры для своевременного заключения контракта).
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Соответственно, в данном случае действия ИП <_> были направлены на подписание контракта с заказчиком, и умысла на уклонение от заключения такого контракта индивидуальный предприниматель не имел.
Заказчик на заседании Инспекции не представил бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия индивидуального предпринимателя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на период рассмотрения сведений (период проведения проверки), фактов и доказательств основания для включения сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Вместе с тем указанное выше нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, допущенное участником закупки, содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, порядка признания ИП <_> уклонившимся от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049), внеплановую проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, аукционной комиссией заказчика, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049), проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП <_> для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
1. Сведения, представленные государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница (ИНН 7616001406, ОГРН 1027601069715) в отношении индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница, порядка признания индивидуального предпринимателя <_> уклонившимся от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049) нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателе <_> для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
4. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница, аукционной комиссией заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (мундштук картонный) для нужд ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (извещение N 0371300092022000049) нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены Инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2022 г. N 05-03/74П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022