Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 20.04.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России;
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителя по доверенности посредством он-лайн заседания ВКС:
от ИП Чопик А.А. - Чопик В.А. (доверенность б/н от 18.01.2022 г.), Костюнин А.А. (доверенность N 1 от 22.03.2022 г.),
от заказчика ГУ РО ФСС РФ по РК - Джимбеев Н.Ш. (доверенность N 3 от 10.01.2022 г.);
рассмотрев обращение ГУ ФСС РФ по РК о включении сведений в отношении ИП Чопик А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) и в соответствии ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Калмыцкое УФАС России 13 апреля 2022 года поступило обращение от ГУ ФСС РФ по РК (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Индивидуального предпринимателя Чопик А.А. (далее -ИП Чопик А.А.).
В обращении сообщается, что что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01 апреля 2022 года, в связи с неисполнением Подрядчика своих обязательств по заключенному государственному контракту, на поставку в 2022 году технических средств реабилитации (кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП) (реестр извещения N 0205100000222000049).
На основании изложенного Заказчик просит рассмотреть заявление о включении в РНП ИП Чопик А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта.
В связи с отсутствием возможности сделать однозначный вывод о наличии факта неисполнения условий контракта, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закон о контрактной системе и на основании пункта 1 Приказа Калмыцкого УФАС России от 15.04.2022 г. N 33 Калмыцким УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту не выполнения условий заключенного контракта
Уведомлением от 15.04.2022 года N РНП-08-12 заседание Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по установлению факта не выполнения условий заключенного контракта ИП Чопик А.А. с ГУ ФСС РФ по РК назначено на 19 апреля 2022 года в 15 часов 00 минут.
19 апреля 2022 года, состоялось рассмотрение обращения ГУ ФСС РФ по РК.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее:
Согласно пояснениям Заказчика установлено: 17 марта 2022 года Заказчик заключил государственный контракт N 048 по результатам аукциона с ИП Чопик А.А.
В соответствии с государственным контрактом, Поставщик обязался согласно календарному плану (приложение N 3 к контракту) обеспечить поступление товара в регион обслуживания, РК г.Элиста, до 27 марта 2022 г.
30 марта Поставщик поставил товар, о чем свидетельствует Акт выборочной проверки от 30.03.2022 г, но при проверке товара кресло-коляски были выявлены несоответствия с условиями контракта, такие как ширина сидения, глубина сидения, высота спинки не соответствовало ТЗ контракта.
По состоянию на 30.03.2022 года товар (кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП) в количестве 2 штуки на сумму 559 066 руб. 67 коп. не поставлен.
Поставщик не исполнил свои обязательства по контракту N 048 от 17 марта 2022 г., тем самым нарушил условия контракта.
Заказчик также предоставил документы:
- претензия с ИП Чопик А.А исх. N 13-07/0813-411 от 18.04.2022 г.
- акт выборочной проверки товара кресла-коляски от 30.03.2022 года.
- письмо от ИП Чопик А.А в адрес Заказчика об увеличении суммы контракта и сроков поставки.
- письмо в адрес ИП Чопик А.А. о предоставлении ТПП России сертификата о форс-мажоре.
- государственный контракт от 17 марта 2022 года.
01.04.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком условий контракта.
В соответствии с п. 2.1 контракта срок поставки товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (Приложение N 4 к Контракту) до 10 декабря 2022 года.
П.2.2 контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 20 декабря 2022 года.
Согласно ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системы, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.04.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком условий контракта.
01.04.2022 г. Заказчик разместил информацию согласно Закону о контрактной системы, в ЕИС в разделе дополнительной информации.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, 12 апреля 2022 года.
Представитель ИП Чопик А.А. представил следующие пояснения:
Согласно пункту 2.1. Контракта Срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (приложение N 4 к Контракту) до "10" декабря 2022 года.
Руководствуясь изложенным выше, Поставщиком произведена закупка 2 единиц товара необходимого к поставке, что подтверждается счет фактурой N 13148 от 8 марта 2022 года.
Пунктом 4.2. Контракта выборочная проверка поставляемого Товара осуществляется Заказчиком до поставки Товара Получателям в течение 5 рабочих дней с даты получения от Поставщика информации о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта.
В соответствии с пунктом 4.3. Контракта При проведении выборочной проверки Заказчик проверяет:
соблюдение соответствия правил упаковки и маркировки поставляемого Товара требованиям, установленным техническим заданием;
соответствие поставляемого Товара по количеству, комплектности, ассортименту и качеству требованиям, установленным календарным планом, техническим заданием и спецификацией;
надлежащее оформление документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара, отгрузочных документов, соответствие указанных в них данных о поставляемом Товаре фактическому их количеству, комплектности, ассортименту и качеству;
наличие инструкции для пользователя Товара на русском языке, гарантийного талона (при наличии), а также копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
соответствие поставляемого Товара иным предусмотренным Контрактом требованиям.
Руководствуясь изложенным выше Поставщиком в адрес Заказчика предоставлен товар для выборочной проверки.
Пунктом 4.4. Контракта предусмотрено, что по результатам выборочной проверки Заказчик в течение 2-х дней подписывает акт выборочной проверки поставляемого Товара либо направляет Поставщику отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения.
Несмотря на отсутствие акта об отказе с указанием причин отказа и сроков их устранения Поставщиком предприняты меры по замене ранее приобретённого товара, однако, при проведении мониторинга рынка Поставщиком выявлено повышение цен на товар, являющийся предметом Контракта.
Более того, срок поставки товара на территорию Российской Федерации составляет 3 - 6 месяцев.
В дальнейшем, а именно 06.04.2022 года ИП Чопик Анна Александровна получено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения заключенного ранее Государственного Контракта. Несмотря на изложенное выше, ИП Чопик Анна Александровна предпринята попытка урегулирования спорного взаимоотношения в связи с чем, в адрес Заказчика 06.04.2022 года направлен ответ на полученное ранее решение об одностороннем отказе, в котором Поставщик уведомил Заказчика об отсутствии умысла на уклонение от исполнения принятых на себя обязательств по заключенному Контракту, А также просил продлить сроки исполнения обязательств по Контракту и рассмотреть возможность изменения условий заключенного Контракта.
Согласно части 65.1 статьи 112 ФЗ N44 о Контрактной системе: По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
В настоящий момент, экономическая ситуация в Российской Федерация находится в тяжелом состоянии.
Стороны при заключении Договоров поставки не имели никакой возможности предвидеть существенные изменения обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Правовая позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 18.07.2008 N 10-П, не исключает, что федеральный законодатель, учитывая социальные, экономические и иные факторы, а также исходя из неоднородного характера соответствующих правоотношений, вправе прибегать к их регулированию с использованием правовых средств не только в рамках одной отраслевой модели. Однако такое правовое регулирование, во всяком случае, не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности, вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования.
В силу статей 17 (часть 3), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В связи с этим, любое негативное последствие, установленное законодателем за нарушение желаемой модели поведения, требует установления контролирующим органом вины, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности.
При принятии решения о включении либо не включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков Антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
На основании вышеизложенного прошу: Сведения об ИП Чопик Анна Александровна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
ИП Чопик А.А. представлены следующие документы:
-коммерческие предложения от 05.04.2022 г,
- счет-фактура N 13148 от 08.03.22г на покупку системы колясочные у ООО "ОПОРА";
- упаковочный лист к расходному ордеру N 00-00015086 от 08.03.22г. на коляски;
- письмо Заказчику об увеличении суммы контракта и срока поставки;
- письмо исхN 376/23 от 07.04.22г в адрес департамента Торгово-промышленной палаты РФ заявление о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) по внутреторговой сделке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Индивидуального предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Заслушав доводы представителей Поставщика и Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий ИП Чопик А.А., Комиссия Калмыцкого УФАС России, приходит к выводу о совершении Поставщиком действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту. Сведения в отношении ИП Чопик А.А. включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, учтя негативные последствия и время включения лица в Реестр недобросовестных поставщиков, направленность, степень добросовестности и разумности в поведении ИП Чопик А.А., принципы соразмерности и справедливости публично-правовых ограничений, сочла, что в данной ситуации включение Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков будет являться чрезмерно неоправданным и непропорциональным наказанием.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком ГУ РО ФСС РФ по РК в отношении Индивидуального предпринимателя Чопик Анна Александровна - не включать.
Руководитель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 апреля 2022 г. N РНП-08-12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022