Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
в присутствии представителя заказчика МУ "Улан-Удэстройзаказчик" <_> (доверенность от 10.01.2022), <_> (доверенность от 10.01.2022), представителей ООО "Байкал-Техстрой" <_> ( доверенность 03 АА 1192254 от 20.08.2022), <...> (доверенность от 31.09.2021), рассмотрев обращение МУ "Улан-Удэстройзаказчик" от 14.04.2022 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Байкал-Техстрой" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по строительству автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ (извещение N 0302300048720000611), в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Из обращения заказчика следует, по состоянию на 17.02.2022 года Контракт подрядчиком не исполнен. Срок выполнения работ по контракту истек 01.12.2020.
В соответствии с п.13.13, п.13.13.2. Контракта Муниципальный заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае существенного нарушения Генеральным подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) окончания строительства объекта., предусмотренного Графиком выполнения работ. На что, 21.02.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, направлены сведения о включении ООО "Байкал-Техстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Байкал-Техстрой" представил письменные пояснения, копии переписки с Заказчиком, справки о стоимости выполненных работ, платежные поручения, копии актов о приемке выполненных работ, согласно которым работы по контракту выполнены на всю сумму обязательств.
Общество полагает, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и/или умышленность) в его поведении отсутствуют. Просит сведения об Обществе в реестр не включать.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила следующее.
23.07.2020 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, номер извещения - 0302300048720000611. Начальная (максимальная) цена контракта - 101 371 327,00 рублей.
17.08.2020 между МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Байкал-Техстрой" заключен муниципальный контракт N 2020.06.11 на строительство объекта капитального строительства: "Строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, цена контракта - 88 193 054,41 рублей.
В соответствии со следующими пунктами контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: "Строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ по заданию Заказчика (далее - работы) и сдать результат Заказчику в сроки, согласно условиям настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять результат Работы и оплатить его. Строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, в настоящем Контракте определены, как Объект.
1.2. Работы по настоящему Контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), Смета контракта (Приложение N 2 к контракту), График выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3)
1.3. Содержание и сроки выполнения Работ определяются в соответствии с условиями настоящего Контракта.
2.1. Общая стоимость работ, выполняемых по настоящему Контракту, составляет: 88 193 054 (восемьдесят восемь миллионов сто девяносто три тысячи пятьдесят четыре) рубля 41 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% (двадцать процентов) в размере: 14 698 842 (четырнадцать миллионов шестьсот девяносто восемь тысяч восемьсот сорок два) рубля 40 копеек (Приложение N2 к контракту).
3.1.Место выполнения работ: Республика Бурятия: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, от 102 кв до 118 кв.
3.2. Сроки выполнения работ: с даты подписания Контракта по 01.12.2020.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.13 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 Решение размещено в ЕИС 24.02.2022, а также направлено Заказчиком 21.02.2022 заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "Байкал-Техстрой", указанному в Контракте.
Учитывая положения части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Поставщика признается - 14.04.2022 года (дата получения Заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте (копия почтового конверта с оттиском штампа от 04.04.2022 года)), следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 15.04.2022 года.
Заказчиком 14.04.2022 в адрес Бурятского УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "Байкал-Техстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, разъяснено, что Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе Российской Федерации.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Комиссией на заседании установлено следующее.
16.11.2020 получено разрешение на строительство N 04-302000-73-2020 от Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ.
25.09.2020, 05.11.2020, 01.12.2020, 17.12.2020 в актах приемки выполненных работ решением комиссии заказчика установлено, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией, стандартами, строительными нормами и правилами и отвечают их приемке.
15.09.2021 получено положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения от АУ РБ "Госэкспертиза" N 03-1-1-2-053003-2021, так в п.1.7. было выдано положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения объекта: "Строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ" от 18.12.2020 N 203-1-1-2-065637-2020.
Согласно актам о приемке выполненных работ, справкам о стоимости выполненных работ, платежным поручениям работы ООО "Байкал-Техстрой" выполнены, заказчиком оплачена сумма в размере 88 193 054,41 рублей.
23.09.2021 ООО "Байкал-Техстрой" направило заказчику уведомление о завершении работ, необходимости приемки выполненных работ по контракту.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Байкал-Техстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку Комиссия не усматривает намерения в уклонении от исполнения контракта.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений ООО "Байкал-Техстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
Отказать во включении сведений в отношении ООО "Байкал-Техстрой" (ИНН <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по разделу I |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу III |
|||
15.04.2022 |
18.04.2022-20.04.2022 |
14.04.2022 |
- |
14.04.2022 |
21.04.2022 |
21.04.2022 |
- |
21.04.2022-26.04.2022 |
26.04.2022 |
- |
_ |
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
|
|
|
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 апреля 2022 г. N 003/06/104-324/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022