Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителей,
от ООО "НОРД-ФАРМ" - Зекунов Д. Р.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НОРД-ФАРМ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская городская специализированная инфекционная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого электронного аукциона форме N 0321200037322000024 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения в 2022 году (код вида расходов 0901)".
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика в части неправомерного рассмотрения заявок участников Закупки.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0321200037322000024 на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения в 2022 году (код вида расходов 0901).
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Исходя из положения п. 1 Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 г., заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 г., подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 г., в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует:
п.1.4. в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
Приказа - контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Так Комиссией было установлено, в аукционе приняли участие 8 заявок. Все участники закупки, подавшие заявки, были допущены аукционной комиссией к участию в аукционе и подали ценовое предложение во время аукциона.
Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона аукционной комиссией принято решение о признании соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, 8 заявок (участники допущены к участию в электронном аукционе).
Победителем аукциона был признан участник с идентификационным номером заявки N 144, с ценой контракта 570072, 50 руб.
ООО "НОРД-ФАРМ" (идентификационный номер заявки N 181) сделало предложение о цене контракта - 712530, 00 руб. При этом, ко второй части заявки Обществом были представлены Документы: Регистрационное удостоверение лекарственного средства ЛСР-009403/09; СТ-1 1187000039; СП-0001145/07/2021; GMP-0061-000372/19; "Синтез" (ОАО "Синтез"), содержащий сведения о стадиях технологического производства лекарственных средств, осуществляемых на территории ЕЭС, владельца регистрационного удостоверения "Синтез" (ОАО "Синтез").
При этом, согласно доводам ООО "НОРД-ФАРМ", при определении победителя данной закупки заказчиком не был применен приказ N126н (Протокол подведения итогов определения поставщика N 0321200037322000024 от 15.04.2022 г.)
Таким образом, комиссия заказчика должна была рассмотреть заявки с учетом преференций п.1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 г. N 126н. Заказчик обязан предоставить преференцию 25% для препаратов, у которых все стадии производства проходят на территории ЕАЭС.
ООО "НОРД-ФАРМ" в своей заявке предложило поставить препарат, у которого все стадии производства осуществлены в РФ, приложив подтверждающие документы.
В свою очередь, на заседании Комиссии было установлено, что Заказчик на рассмотрение дела не прибыл, документы, запрошенные Ставропольским УФАС России в соответствии с Законом N44-ФЗ, представлены не были.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика N 0321200037322000024 от 15.04.2022 г. к участию в аукционе Заказчиком были допущены все 8 заявок.
Кроме того, заказчиком на рассмотрение дела не представлены заявки, из которых можно сделать вывод о том, какой товар какой страны происхождения был предложен. В связи, с чем не представляется возможным сделать вывод о применении при рассмотрении заявок п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289.
Из чего следует, что заказчик не представил доказательств того, что его действия по допуску всех заявок соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе о наличии в заявках всех необходимых документов.
При этом, на рассмотрение дела представители заказчика не присутствовали, доказательств, опровергающих доводы заявителя жалобы, представлены не были.
В силу пункта 3.33 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки. Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что доводы заявителя - обоснованы.
При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика установлены нарушения требований п. 4 ч. 12 ст. 48, ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОРД-ФАРМ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская городская специализированная инфекционная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200037322000024 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения в 2022 году (код вида расходов 0901)" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская городская специализированная инфекционная больница" нарушившим требования п. 4 ч. 12 ст. 48, ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е.А. Соколов
Члены комиссии
А.М. Резцова
Н.В. Смерчанская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 апреля 2022 г. N 026/06/49-736/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022