Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ДИНЕТРА" на действия аукционной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-2327/22 "Товары хозяйственно-бытового назначения г. Красноярск и прилегающие территории, 2022-2023 гг." (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122002842 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ДИНЕТРА" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки подателя жалобы не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес уполномоченного органа, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Уполномоченному органу, аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 22 апреля 2022 в 10 часов 30 минут путем видеоконференцсвязи участвовали представители уполномоченного органа, подателя жалобы, подтвердившие свои полномочия надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционная комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки. Также общество указало, что заказчик неправомерно установил запрет по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В связи с необходимостью изучения полученных от уполномоченного органа пояснений, Комиссией был объявлен перерыв до 14 часто 45 минут 25.04.2022.
После перерыва комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - заместитель руководителя управления А.А. Овчар, члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова рассмотрев жалобу ООО "ДИНЕТРА", установила следующее:
На рассмотрении жалобы по существу 25.04.2022 в 14 часов 45 минут путем видеоконференцсвязи присутствовали представители уполномоченного органа, подателя жалобы.
После перерыва на рассмотрение жалобы поступили дополнительные пояснения от подателя жалобы, согласно которым заказчик неправомерно установил запрет согласно Постановлению Правительства N616.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчиков потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона поставка товаров хозяйственно-бытового назначения г. Красноярск и прилегающие территории, 2022-2023, извещение N 0119200000122002842.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Как установлено в пункте 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В пункте 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы, предметом закупки является поставка товаров хозяйственно-бытового назначения.
Проанализировав извещение о проведении закупки, комиссия установила, что в извещении установлен запрет и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 616.
Постановлением N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению N 616. Подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении закупки, заказчик определил коды ОКПД 2: 13.20.20.110, 13.92.29.110, 13.92.29.120, 13.96.14.110, 14.12.30.150. Данные коды ОКПД 2 включены в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - перечень) в соответствии с Постановлением N 616.
Проведя анализ извещения об осуществлении закупки, комиссией по рассмотрению жалобы также установлено, что в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке заказчик устанавливает, что заявка на участие в закупке должна содержать "В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные статьей 14 Закона 44-ФЗ запреты, ограничения, условия допуска: Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановления N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня Постановления N616), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем пункта 10 Постановления N616, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона 44-ФЗ. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Согласно подпункту А пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе
Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2022 заявка ООО "ДИНЕТРА" N 617636 признана несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки ввиду следующего: "п. 5 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ. При рассмотрении комиссией по осуществлению закупок заявки на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона 44-ФЗ установлено, что заявка участника подлежит отклонению, так как согласно требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2020 616 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке сведения согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 616. В нарушение указанных требований, участником не представлены вышеназванные сведения по позиции "Штора для ванной комнаты". На основании п.5 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ заявка участника подлежит отклонению".
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы, ООО "ДИНЕТРА" N 617636 предложило, в том числе товар "Штора для ванной комнаты". Однако в составе заявки не было указано номера реестровой записи из реестра Российской промышленной продукции.
Согласно требованиям Постановления N 616 и извещения о проведении закупки, в случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Соответственно аукционная комиссия правомерно признала заявку N 617636 участника закупки ООО "ДИНЕТРА" несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение заявки было произведено аукционной комиссией в соответствии с условиями извещения о проведении закупки и требованиями Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 Постановление N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Приложению к постановлению Правительства N 616 - Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Однако в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
Как установлено комиссией под совокупностью товаров применительно к Постановление N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД 2 суммарной стоимостью менее 1 млн. рублей запрет не распространяется в случае, если стоимость единицы товара не превышает 300 тыс. рублей.
При этом следует иметь в виду, что если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению N 616 и относящиеся к разным ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 постановления N 616, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности.
Письмом Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638 "О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616" определено, что под совокупностью товаров применительно к Постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков.
При этом согласно Перечню промышленных товаров согласно Постановления N 616, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, определены следующие коды ОКПД2, пункт 1 Перечня - 13.2 Ткани текстильные, пункт 2 Перечня - 13.9 Изделия текстильные прочие, пункт 3 Перечня - 14.1 Одежда, кроме одежды из меха.
Как установлено комиссией выше, заказчик, уполномоченный орган определил коды ОКПД 2: 13.20.20.110, 13.92.29.110, 13.92.29.120, 13.96.14.110, 14.12.30.150, которые включены в позиции 1, 2, 3 Перечня.
Исходя из указанных выше положений под совокупностью товаров применительно к Постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2 установленному Перечнем являющемся приложением к постановлению N 616.
Таким образом, в соответствии с Пунктом 1 Перечня запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств должен быть применен при закупке товаров, входящих в подкласс "13.2 Ткани текстильные", с суммой закупки более 1 млн. руб. При этом по указанному коду ОКПД2 требовались к поставке товары, входящие в данный подкласс, на сумму 623 239 руб.
В соответствии с Пунктом 2 Перечня запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств должен быть применен при закупке товаров, входящих в подкласс "13.9 Изделия текстильные прочие", с суммой закупки более 1 млн. руб. При этом по указанному коду ОКПД2 требовались к поставке товары с кодами ОКПД2 - 13.92.29.110 "Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли", 13.92.29.120 "Салфетки текстильные для удаления пыли", 13.96.14.110 "Ткани, пропитанные поливинилхлоридной композицией, или с покрытием из поливинилхлорида", входящие в данный подкласс, на сумму 560 380 руб.
В соответствии с Пунктом 3 Перечня запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств должен быть применен при закупке товаров, входящих в подкласс "14.1 Одежда, кроме одежды из меха", с суммой закупки более 1 млн. руб. При этом по указанному коду ОКПД2 требовались к поставке товары с кодом ОКПД2 - 14.12.30.150 "Рукавицы, перчатки производственные и профессиональные", входящие в данный подкласс, всего на сумму 264 658 руб.
Из вышеуказанного следует, что в рамках указанной закупки необходимо поставить товар цена за единицу которого не превышает 300 тыс. рублей, а совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей, что соответствует положению установленному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616. Соответственно заказчик, уполномоченный орган неправомерно установил запрет в рамках Постановления Правительства N 616.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, руководствуясь статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ДИНЕТРА" необоснованной.
2. Признать заказчиков, уполномоченный орган нарушившим требования статей 14, 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с необходимостью устранения допущенных нарушений заказчиками, уполномоченным органом выдать аукционной комиссии предписание повторно рассмотреть заявки участников закупки без учета требований, установленных в соответствии с постановлением Правительства N 616.
4. Аукционной комиссии отменить протокол подведения итогов определения поставщика от 15.04.2022.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчиков, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
О.В. Рогова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2022 г. N 024/06/105-978/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022