На основании Приказа Красноярского УФАС России N 99 от 28.03.2022 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Овчар Александра Александровича - руководителя инспекции, заместителя руководителя управления; Кирилловой Александровны Алексеевны - начальника отдела; Роговой Ольги Владимировны - ведущего специалиста-эксперта; Меньшиковой Анны Владимировны - старшего государственного инспектора; Безруких Анны Павловны - ведущего специалиста-эксперта; Зинкеева Павла Михайловича - ведущего специалиста-эксперта (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку соблюдения заказчиком - МКУ "УДИБ" (далее - заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения проведения электронного аукциона "Выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Красноярской агломерации (3 этап) в 2022-2023 гг." имеющего извещение N 0119300019821002542 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки).
Основанием для проведения проверки явилось информация изложенная в обращении прокуратуры г.Красноярска.
Проверка начата 29 марта 2022 года, окончена 25 апреля 2022 года.
Проверяемый период: с 18 декабря 2021 года по 15 февраля 2022 года.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиком в соответствии с запросом Красноярского УФАС России, а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого электронного аукциона ("Реестр закупок", "Реестр контрактов"):
1) извещение о проведении электронного аукциона N 0119300019821002542;
2) документация о проведении электронного аукциона;
3) протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31.01.2022;
4) контракт (реестровая запись N 3246621501222000016);
5) иные документы, представленные заказчиком.
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением от 31.10.2013 N 2019-р. Вместе с тем частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчику предоставлено право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанный в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечень.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме определен в §2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по размещению извещения о проведении электронного аукциона в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Инспекцией установлено, что выбор заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как электронный аукцион, соответствует статьям 24 и 59 Закона о контрактной системе.
Анализ извещения о проведении электронного аукциона показал, что извещение выполнено в соответствии со статьей 63 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе сказано, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Красноярской агломерации (3 этап) в 2022-2023 гг.
Проведя анализ аукционной документации Инспекция установила, что описание объекта закупки с указанием перечня товаров, поставляемых в составе результатов выполненных работ содержится в разделе 4 документации.
Исследовав описание объекта закупки, Инспекция установила, что в данной разделе аукционной документации, заказчиком исходя из своей потребности, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, его показатели, позволяющие определить соответствие установленным документацией требованиям. Как установлено Инспекцией Описание объекта закупки не содержит указания фирменного наименования, полезной модели товара, в том числе и требований о применении детектора транспортного ОПТИК-Т-1 и ОПТИК-С-1, монтажной пены "Орра cleanen", "Tytan В1".
Инспекция обращает внимание на то, что указание заказчиком товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
В то же время Инспекция учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Изучив совокупность положений документации о проведении электронного аукциона, Инспекция установила, что такие положения не противоречат требованиям, установленным статьей 64 Закона о контрактной системе.
Как установлено частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31.01.2022. По результатам рассмотрения заявки на предмет ее соответствия требованиям аукционной документации единой комиссией было принято решение о признании заявки единственного участника закупки соответствующей требованиям документации.
Анализ протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31.01.2021, поступившей на участие в электронном аукционе, показал, что процедура рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе была проведена единой комиссией в соответствии с требованиями статьи 70 Закона о контрактной системе.
Как указано в части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно пункту 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
Инспекцией установлено, что приложением к проекту контракта "Форма расчета стоимости", "Форма Акта выявленных дефектов", "Форма реестра привлеченных субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", "Форма справки о стоимости основных средств, установленных в результате выполнения работ", "Перечень товаров, поставляемых в составе результатов выполненных работ" не содержат ни какой информации, указанные формы заполняются исходя из информации предоставленной победителем закупки на этапе заключения контракта.
Как установлено инспекцией, по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, заказчиком был заключен контракт N Ф.2022.2542 от 15.02.2021 с победителем электронного аукциона - ООО "МСУ" на сумму 200 000 000,00 рублей (запись в реестре контрактов N 3246621501222000016). Согласно информации, размещенной в карточке контракта, заказчик в соответствии с требованиями статьи 83.2 Закона о контрактной системе перенес в техническое задание являющееся приложением к контракту информацию, указанную победителем закупки в своей заявке.
При этом как установлено Инспекцией, приложение N 3 к муниципальному контракту "Расчет стоимости" содержит наименование используемых при выполнении работ материалов и оборудования, таких как детектор транспортный ОПТИК-Т-1, видеодетектор транспорта с инфракрасным прожектором ОПТИК-С-1, пена монтажная пистолетная Tytan В1 огнеупорная, очиститель монтажной пены Орра Cleaner 0.5 л. Указанные торговые наименования материалов и оборудование не содержатся в заявке участника закупки. Однако Инспекцией не установлено, что материалы и оборудования указанных торговых наименований не соответствует характеристикам товаров и оборудования, указанных победителем закупки в первой части заявки.
Информация о заключении контракта размещена в единой информационной системе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона заказчиком - МКУ "УДИБ" были соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Руководитель инспекции, заместитель руководителя управления |
|
А.А. Овчар |
участники инспекции: |
|
А.А. Кириллова |
|
|
О.В. Рогова
А.В. Меньшикова |
|
|
П.М. Зинкеев |
Меньшикова Анна Владимировна (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2022 г. N 024/06/99-798/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022