Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
<_>
<_>
без участия представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (далее - ГУ МЧС России), извещенного надлежащим образом, рассмотрела обращение ГУ МЧС России (уникальный номер обращения - 014710000030000001) о согласовании заключения контракта на выборочный капитальный ремонт кровли административного здания, расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Советская, д. 9 с единственным поставщиком - ООО "Надежда".
Обращение подано в установленный частью 6 статьи 93 Федерального Закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок и соответствует положениям постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 (ред. от 27.01.2022) "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N961).
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Приказом Минэкономразвития N189 от 31.03.2015, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
07.04.2022 Заказчиком - ГУ МЧС России в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закрытого электронного аукциона "Выборочный капитальный ремонт кровли административного здания, расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Советская, д. 9" (реестровый номер извещения 0147100000322000017).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 15.04.2022 12:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.04.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.04.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2022 NИЭА1 на участие в закупке подана одна заявка. Членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе , заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 52 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком если заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи:
1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если настоящим Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если в соответствии с настоящим Федеральным законом заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
3) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи. При этом, если при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры закупка в соответствии с частью 8 статьи 52, частью 4 статьи 77 настоящего Федерального закона осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) в случаях, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, специализированной электронной площадке, формирует и размещает такие информацию и документы в единой информационной системе (если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом);
б) положения пункта 2 части 2, подпункта "б" пункта 2 части 3, части 7 статьи 51 настоящего Федерального закона не применяются;
4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 6 статьи 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По результатам рассмотрения такого обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) либо об отказе в таком согласовании.
Согласно части 11 статьи 93 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 5 настоящей статьи
Во исполнение части 11 статьи 93 Закона о контрактной системе Правительством принято Постановление N961.
В соответствии с пунктом 12 Постановления N961 контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом при выявлении в результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 4 части 15 статьи 99 Федерального закона, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части условий контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольный орган в сфере закупок выдает предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона. Такое предписание в соответствии с частью 23 статьи 99 Федерального закона должно содержать действия, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
Проведя в соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных Постановлением N961, пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи (то есть о включении в описание объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе следующие документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусматривает, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки, с учетом положений части 2 настоящей статьи, должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Исходя из указанных положений Закона о контрактной системе строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В случае осуществления электронного аукциона или открытого конкурса в электронной форме при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и при включении в документацию о закупке проектной документации первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Данный вывод также следует, из письма ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20 "По вопросам установления требований к составу заявки при проведении повторной закупки в форме запроса предложений в случае признания конкурса или аукциона не состоявшимся"; письма Минстроя России от 18.08.2020 N 32497-ДВ/08 "О разъяснении вопросов, связанных с актуальными изменениями законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере градостроительной деятельности".
Предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона является "Выборочный капитальный ремонт кровли административного здания".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 07.04.2022, приложенным документам, заказчиком опубликована проектная документация, разработанная ООО "Продвижение":
- проектная документация "Пояснительная записка";
- проектная документация "Конструктивные и объемно-планировочные решения";
- ведомость объемов работ;
- локальный сметный расчет.
Вместе с тем, в Приложении N 4 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" указано, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки характеристик предлагаемого участником закупки товара, поскольку заказчиком разработана и опубликована проектная документация, первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Следовательно, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, Комиссией установлено, что заявка единственного участника закупки была отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (участник закупки в составе своей заявки сопроводил товарные знаки материалов, предлагаемых к использованию при выполнении работ, словами "или эквивалент").
При этом, участник закупки при подаче заявки согласился на выполнение работ на условиях, предусмотренных заказчиком.
Информация о характеристиках используемого при выполнении работ товара не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в описание объекта закупки проектной документации (пункт 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, вышеуказанное нарушение заказчиком пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, привело к неправомерному признанию аукционной комиссией заявки единственного участника закупки несоответствующей установленным требованиям, что является нарушением пункта 2 части 2, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Подпунктом "а" пункта 11 Правил согласования предусмотрено одновременное рассмотрение обращения и проведение внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам которых в силу подпункта "б" пункта 11 Правил согласования принимается единое решение о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта.
При этом принятие такого решения в соответствии с пунктами 12 и 13 Правил согласования находится в прямой зависимости от результатов проведения внеплановой проверки, поскольку установленные подпунктами "а" - "з" пункта 13 Правил согласования основания для отказа в согласовании заключения контракта могут быть выявлены исключительно по результатам проведения внеплановой проверки (Письмо Минфина России от 25.08.2020 N24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961).
В соответствии с подпунктами "г", "е" пункта 13 Постановления N961 контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Поскольку контрольным органом выявлено нарушение в действиях заказчика при установлении требований к составу заявки, которое также повлекло неправомерное отклонение единственной заявки на участие в закупке, Комиссия приходит к выводу, что при проведении внеплановой проверки, имеются обстоятельства, служащие основанием для отказа в согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком на основании подпунктов "г", "е" пункта 13 Постановления N961.
В случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определение поставщика признается несостоявшимся. Заказчик вносит изменения в план-график закупок (при необходимости), осуществляет новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом (при необходимости) (часть 10 статьи 93 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Постановления N961, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком на выборочный капитальный ремонт кровли административного здания, расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Советская, д. 9, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области отказать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 2, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку закупка завершена.
5. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 26 апреля 2022 г. N 049/06/99-81/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022