Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - БУОО "Омскоблстройзаказчик", заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Таурус" (далее - ООО "Таурус", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 56-2019/ПИР, заключенного 23.09.2019 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение изыскательских и проектных работ по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Комплексный центр социального обслуживания населения" (2 этап) (Реестровый номер "19.34.1503") (извещение N 0152200004719001381), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее соответственно - электронный аукцион, контракт, уполномоченный орган),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022),
заказчика - "_" (доверенность N 5 от 13.01.2022), "_" (доверенность N 23 от 20.04.2022), "_" (доверенность N 24 от 20.04.2022),
подрядчика - "_", директора общества
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 4062 от 18.04.2022) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 28.08.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4474598,24 руб.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.09.2019 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем. Принято решение о заключении контракта с участником закупки ООО "Таурус" по предложенной им цене, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, - 4474598,24 руб.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 23.09.2019 между казенным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (в соответствии с ранее существовавшей организационно-правовой формой заказчика) и обществом заключен контракт.
22.03.2022 БУОО "Омскоблстройзаказчик" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением срока выполнения работы, которое в указанную дату также было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (реестровый номер контракта 2550300779519000087, номер дополнительной информации 0352200020522000002).
15.04.2022 контракт расторгнут, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 20.04.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об ООО "Таурус" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.7 раздела 11 "Заключительные положения" контракта было установлено следующее:
"Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в связи с несоблюдением Подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 6.4.3 настоящего контракта".
Также подпункт 6.1.3 пункта 6.1 раздела 6 "Права и обязанности Сторон" контракта определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, следующая информация, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 такого закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС, в графе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" было указано:
"Начало срока выполнения работ - с даты заключения контракта; окончание срока выполнения работ - 20 декабря 2019 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения и оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к контракту (раздел III документации))".
Аналогичная информация содержалась в пункте 1.4 раздела 1 "Предмет контракта" заключенного сторонами контракта.
Промежуточные сроки выполнения работы с указанием конкретных наименований видов работ и этапов их выполнения были определены в Графике выполнения и оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 1 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Во взаимосвязи с указанной нормой действуют положения части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закрепляющей перечень исходных данных, передаваемых заказчиком индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу на основании договора подряда на подготовку проектной документации при архитектурно-строительном проектировании.
К числу обязанностей заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ относится оказание содействия подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре (статья 762 ГК РФ).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" предметом такого контракта являлось следующее:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить изыскательские и проектные работы по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Комплексный центр социального обслуживания населения (2 этап)" (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом".
Также в пункте 1.2 контракта содержалась ссылка на то, что поименованные работы выполняются подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ.
В свою очередь, пунктом 6 Технического задания на выполнение изыскательских и проектных работ по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Комплексный центр социального обслуживания населения (2 этап)" (далее - Техническое задание) (Приложение N 1 к контракту) были перечислены данные, предоставляемые заказчиком для выполнения работ, в частности к их числу отнесены:
- градостроительный план земельного участка (N RU 55501000-082);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:01:160102:3897 от 28.06.2018.
Из пункта 7 Технического задания также следует, что подрядчик обязан осуществить проектирование объекта в соответствии с правоустанавливающими документами строго в границах предоставленного земельного участка, с учетом построенных зданий и технического заключения по результатам технического обследования строительных конструкций.
Во исполнение статьи 762 ГК РФ контракт в пункте 6.2 раздела 6 "Права и обязанности Сторон" в числе обязанностей заказчика включал следующее:
"6.2.1. Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
6.2.2. Предоставить Подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика".
Согласно подпункту 7.5.3 пункта 7.5 раздела 7 "Порядок приемки выполненных работ" результатом выполненной работы по контракту должны являться проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360) с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого закона) не применяются.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу такого закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Принятое БУОО "Омскоблстройзаказчик" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в адрес подрядчика 22.03.2022 следующими способами:
- заказным письмом с простым уведомлением о вручении (почтовый идентификатор отправления АО "Почта России" 80081070465278) по адресу, указанному в контракте: Авиагородок ул., д. 35, кв. 79, г. Омск, 644103;
- по адресу электронной почты taurus.omsk@bk.ru.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления общества об одностороннем отказе от исполнения контракта признается 04.04.2022, о чем свидетельствует штамп БУОО "Омскоблстройзаказчик" о регистрации входящей корреспонденции на уведомлении о вручении заказного письма.
С учетом изложенного, ООО "Таурус" в период с 05.04.2022 по 14.04.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 19.04.2022 по адресу электронной почты общества taurus.omsk@bk.ru, содержащемуся в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, а также заказным письмом по адресу ООО "Таурус", указанному в контракте: Авиагородок ул., д. 35, кв. 79, г. Омск, 644103 (исх. N 03-3293), было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 22.04.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 25.04.2022 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России обществом представлены (вх. N 4160э от 21.04.2022) письменные пояснения.
Из пояснений подрядчика следует, что работы по проектированию и подготовке проектной документации не могли быть выполнены ООО "Таурус" в установленные контрактом сроки ввиду непредоставления БУОО "Омскоблстройзаказчик" в составе исходных данных градостроительного плана и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении того земельного участка, на котором должен быть расположен реконструируемый объект.
Фактически подрядчик мог приступить к выполнению работ 11.08.2020, когда заказчик письмом N 06-1831 направил в адрес общества копии Выписки из Единого государственного реестра недвижимости и градостроительного плана с кадастровым номером 55:01:160102:4446 вновь образованного земельного участка. Данные обстоятельства также не были опровергнуты БУОО "Омскоблстройзаказчик" на заседании Комиссии в рамках рассмотрения настоящих сведений.
Комиссией установлено, что заказчиком изначально были переданы исходные данные о земельном участке, вид разрешенного использования которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости значился как "для размещения объектов здравоохранения".
Согласно пункту 2.3 раздела 2 "Требования к размещению и территории медицинских организаций (МО)" постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", действующего на момент заключения спорного контракта, на участке медицинской организации не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней.
Также на невозможность размещения центра социального обслуживания рядом с объектом здравоохранения было обращено внимание Управлением Роспотребнадзора по Омской области в письме N 03-02/32515-2020 от 04.08.2020.
Таким образом, работы по проектированию и подготовке проектной документации могли быть начаты после формирования земельного участка, в границах должен быть расположен реконструируемый объект, то есть после раздела земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения объектов здравоохранения" и постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Учитывая, что обязательства по контракту подрядчиком фактически не исполнились, кроме того, общество не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия усматривает в действиях ООО "Таурус" направленность на несоблюдение условий контракта.
Действуя в рамках заключенного контракта, общество должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Представленные заказчиком документы свидетельствуют о том, что фактически в установленные контрактом сроки работы в полном объеме по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации не выполнены, более того, о нарушении условий контракта свидетельствуют направленные в адрес подрядчика претензии о необходимости ускорения темпов выполнения работ и оплате начисленной неустойки: от 25.10.2019 N 02-2314, от 25.12.2019 N 02-2900, от 16.01.2020 N 02-0064, от 17.06.2020 N 02-1324, от 19.10.2020 N 02-2387, от 08.12.2020 02-2948, от 25.12.2020 N 02-3189, от 03.03.2021 N02-0628, от 28.04.2021N 02-1230, от 04.06.2021 N 02-1576, от 12.07.2021 N 02-1907, от 29.07.2021 N 02-2011, 27.08.2021 N 02-2263, от 01.10.2021 N 02-2584, от 21.10.2021 N 2784, от 23.11.2021, N 02-3063, от 21.12.2021 N 02-3306, от 22.02.2022 N 02-0465, а также выданное 17.01.2022 АУ "Госэкспертиза Омской области" отрицательное заключение N 55-1-2-3- 111442-2022 по результатам прохождения государственной экспертизы представленных документов.
Таким образом, ООО "Таурус" было нарушено существенное условие контракта - условие о сроке выполнения работы.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
Пояснения общества, а также вся имеющаяся переписка между сторонами в рамках исполнения контракта свидетельствуют о том, что изыскательские и проектные работы на объекте не могли быть выполнены в срок, поскольку заказчиком изначально не были представлены подрядчику сведения о земельном участке, относящемуся непосредственно к реконструируемому объекту.
Установлено, что заказчик в целях исполнения контракта представил сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:01:160102:3705, из границ которого необходимо было выделить земельный участок для объекта "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Комплексный центр социального обслуживания населения" и копию градостроительного плана земельного участка N RU 55501000-027.
При этом подрядчик неоднократно в целях устранения обстоятельств, препятствующих выполнению работ, уведомлял заказчика о необходимости выделения отдельного земельного участка в границах существующего (письма от 24.09.2019 N 25/09, от 01.10.2019 N 01/5-10/19, от 04.10.2019 N 04/1-10/19, от 17.10.2019 N 17/2-10/19).
По мнению БУОО "Омскоблстройзаказчик", выделение зоны для размещения реконструируемого объекта является частью обязательств ООО "Таурус", предусмотренных контрактом, следовательно, такой подрядчик должен был осуществить действия по разделу земельного участка.
Комиссия не соглашается с указанным выводом заказчика и полагает, что обязанность по предоставлению исходной информации (в том числе информации о земельном участке, относящемуся непосредственно к реконструируемому объекту) лежит на заказчике в силу положений гражданского законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, заключенного между сторонами контракта и Технического задания, являющегося приложением к такому контракту.
Необходимые исходные данные были предоставлены заказчиком только 11.08.2020 (то есть за пределами сроков выполнения работы, предусмотренных контрактом), что и обусловило невозможность выполнения работы в срок.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и подрядчика), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, отмечает, что в данных правоотношениях сторон принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила, что фактическое неисполнение контракта вызвано несогласованными действиями заказчика и подрядчика.
Комиссия не пришла к однозначному выводу о том, что невыполнение работы по проектированию и подготовке проектной документации допущено исключительно по вине общества, поскольку заказчиком изначально не были представлены подрядчику сведения о земельном участке, относящемуся непосредственно к реконструируемому объекту (данные выводы согласуются с судебной практикой по делу N А46-2878/2020).
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Таурус" не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Таурус": 644103, г. Омск, ул. Авиагородок, д. 35, кв. 79, ИНН 5505053959, КПП 550701001,
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Таурус" "_", ИНН 550712957148,
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "Таурус" "_", ИНН 550200356909.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2022 г. N РНП-55-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022