Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - заказчик) - ходатайство о рассмотрении обращения без участия представителя, Индивидуального предпринимателя Колесовой Светланы Алексеевны (далее - ИП Колесова С.А.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП Колесовой С.А. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
(далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ИП Колесовой С.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения в г. Нижнеудинск Иркутской области", извещение N 0134200000122001005.
ИП Колесовой С.А. не представлены письменные пояснения о причинах ненаправления подписанного контракта и документа об обеспечении исполнения контракта, запрашиваемых в уведомлении N 038/370/22 от 15.04.2022 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком 22.03.2022 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122001005 на приобретение жилого помещения в г. Нижнеудинск Иркутской области (за исключением пер. Победы, 4; ул. Болотная, д. 4, 4б, 6 - 38, 1; ул. Гоголя, д. 28, 30, 45, 47, 48, 79, 81, 83, 85, 87; ул. Байкальская, д. 22; ул. Гоголя, д. 28, 30, 45, 47, 48, 79, 81, 83, 85, 87; ул. Димитрова, д. 8а; ул. Кашика, д. 43 - 57 нечетн., 61, 63, 102, 106а, 39, 41, 59, 46; ул. Кирова, д. 2; ул. Космоса, д. 29; ул. Комсомольская, д. 1, 2, 4, 11, 13, 17; ул. Красная, д. 1; ул. Краснопартизанская, д. 47, 51, 53, 68, 72; ул. Кржижановского, д. 33 А, д. 35, д. 37; ул. Ленина, д. 2, 4, 12, 17, 19, 21, 23, 25, 51, 32, 47; ул. Лермонтова, д. 29, 33; ул. Льва Толстого, д. 23; ул. Максима Горького, д. 4, 6, 8; ул. Маяковского, д. 38; ул. Майская, д. 2, 3; ул. Новая, д. 15; ул. Октябрьская, д. 40, 42, 44, 46, 56, 58, 66, 68; ул. Островского, д. 1; ул. Песочная, д. 1, 5; ул. Полевая, д. 24; ул. Фридриха Энгельса, д. 1 - 5, 7, 10, 11; ул. Циолковского, д. 6, 8, 10, 12) (идентификационный код закупки 222380817461338080100102060016810412).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 546 565 рублей 58 копеек.
На участие в электронном аукционе подана заявка от участника закупки.
По результатам подведения итогов электронного аукциона 04.04.2022 г. единственный участник закупки с идентификационным номером заявки 111617894 - ИП Колесова С.А. признан соответствующим требованиям извещению о проведении электронного аукциона.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ).
Протокол подведения итогов определения поставщика 0134200000122001005 от 04.04.2022 г. размещен заказчиком 04.04.2022 г.
Согласно материалам дела проект контракта направлен заказчиком ИП Колесовой С.А. 06.04.2022 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Однако, в регламентированный Федеральным законом N 44-ФЗ срок - 13.04.2022 г. подписанный контракт и документ об обеспечении исполнения контракта ИП Колесовой С.А. не направлен.
От оператора электронной площадки 14.04.2022 г. поступило уведомление об уклонении ИП Колесовой С.А. от заключения контракта.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
14.04.2022 г. заказчиком в Единой информационной системе размещен протокол о признании ИП Мосоина П. уклонившимся от заключения контракта.
ИП Колесовой С.А. или ее представителем с надлежащим образом оформленными полномочиями действовать от имени ИП Колесовой С.А. письменные пояснения с приложением документов относительно неподписания проекта контракта не представлены.
При этом, по электронной почте в адрес Иркутского УФАС России от Черных Э.Г. поступило сообщение, в котором указано по электронному аукциону получено предварительное согласие собственника на продажу необходимой заказчику квартиры в г. Нижнеудинск, однако, в последний момент собственник отказался от продажи квартиры.
Полномочия Черных Э.Г. на совершение действий от имени ИП Колесовой С.А. не представлены.
В силу ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки выносится решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
При этом, уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Комиссия считает, что победитель на этапе заключения контракта проявил недобросовестное поведение, которое выразилось в ненаправлении в регламентированные сроки подписанного проекта контракта и документа об обеспечении исполнения контракта.
ИП Колесова С.А., подав заявку на участие в закупке, согласился с условиями извещения о закупке и проектом контракта, следовательно, взял на себя определенные обязательства, которые должен исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями извещения об электронном аукционе, законодательством о контрактной системе.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно внимательно изучить всю документацию о закупке, оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Нарушение процедуры заключения контракта по итогам электронного аукциона, влекущее признание участника уклонившимся, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в сфере закупок.
ИП Колесовой С.А. не представлены доказательства невозможности направления подписанного проекта контракта и документа об обеспечении исполнения контракта либо доказательств того, что невозможность заключения контракта стала следствием непреодолимой силы. ИП Колесовой С.А. не предприняты необходимые и разумные меры с целью заключения контракта, в поведении ИП Колесовой С.А. наличествуют признаки недобросовестности и включение сведений в отношении него в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ее ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным, в бездействии ИП Колесовой С.А., приведшему к неподписанию контракта по итогам электронного аукциона, усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку оно не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению ИП Колесовой С.А. своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, в ходе проведения проверки подтвердился факт недобросовестного поведения ИП Колесовой С.А. при заключении контракта на приобретение жилого помещения в г. Нижнеудинск Иркутской области", следовательно, на основании ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 1078 сведения в отношении ИП Колесовой С.А. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Колосовой Светланы Алексеевны (ИНН: 381904838478; номер реестровой записи в едином реестре участников закупок: 21054023) в реестр недобросовестных поставщиков включить сроком на 2 года.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022