Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок (далее - Инспекция, Инспекция Управления) в составе:
- <_> - руководителя Инспекции, руководителя Пензенского УФАС России;
- <_> - члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии
со стороны общества с ограниченной ответственностью "БИОЛЕК" - <_>;
со стороны заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная наркологическая больница" - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев представленные заказчиком - ГБУЗ "Областная наркологическая больница" - сведения об ООО "БИОЛЕК" (ИНН 5835112320, ОГРН 1155835002146), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области" (извещение N 0155200002220000766 от 24.11.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (контракт с реестровым номером 2583504086020000133 от 22.12.2020), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
08.04.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика - ГБУЗ "Областная наркологическая больница" - о включении сведений об ООО "БИОЛЕК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области" (извещение N 0155200002220000766 от 24.11.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (контракт с реестровым номером 2583504086020000133 от 22.12.2020).
По результатам предварительного анализа поступившего обращения Пензенским УФАС России принято решение о его несоответствии положениям Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем в адрес заказчика направлено соответствующее уведомление.
13.04.2022 в Пензенское УФАС России от заказчика поступили пояснения относительно отсутствия технической возможности сформировать обращение в соответствии с положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов.
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 13.04.2022 (исх. N 809-4э) назначено на "20" апреля 2022 года в 12 часов 00 минут.
Представители заказчика, ООО "БИОЛЕК" участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
В целях изучения представленных для рассмотрения Инспекции Управления документов и информации, получения дополнительных сведений в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 20.04.2022.
На заседании Инспекции Управления представитель заказчика пояснил, что в рамках исполнения контракта ООО "БИОЛЕК" были поставлены, а заказчиком приняты медицинские изделия (перчатки смотровые) на сумму 1 960 676,91 руб. Согласно письму Росздравнадзора от 23.09.2021, выявлено несоответствие медицинского изделия перчатки смотровые производства ООО "Ардейл-Импекс" регистрационной документации. На основании указанного письма заказчик осуществил возврат поставщику медицинских изделий на сумму 596 335,75 руб. До настоящего момента поставщиком не осуществлена замена медицинских изделий на изделия надлежащего качества, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом 20.08.2021 сторонами заключено соглашение о расторжении контракта N 0155200002220000766 от 22.12.2020. Как указано заказчиком, данное соглашение направлено на прекращение обязательств сторон "на будущее", при этом оно не затрагивает обязательства, которые уже исполнены сторонами. Поскольку исполненные обязательства исполнены поставщиком ненадлежащим образом, заказчик имеет право дополнительно расторгнуть контракт в части исполненных обязательств в одностороннем порядке.
На заседании Инспекции Управления представитель ООО "БИОЛЕК" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 18.04.2022, указал, что поставщиком осуществлен возврат денежных средств, перечисленных за медицинские изделия, которые впоследствии были возвращены, кроме того, оплачена неустойка, просил не вносить сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением исполнителем обязательств по контракту, Инспекцией Управления установлено следующее.
24.11.2020 уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002220000766 о проведении совместного электронного аукциона "Поставка медицинских изделий в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 70 945 622,00 руб. (для заказчика ГБУЗ "Областная наркологическая больница" - 1 994 861,00 руб.).
ИКЗ: 202583504086058370100101920012219244.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2020 N 0155200002220000766-3, победителем электронного аукциона признано ООО "БИОЛЕК", предложившее наиболее низкую цену государственного контракта - 69 881 437,67 рублей.
22.12.2020 по итогам проведения электронной процедуры между ООО "БИОЛЕК" и ГБУЗ "Областная наркологическая больница" заключен контракт N 0155200002220000766 "Поставка медицинских изделий в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области" на сумму 1 964 938,09 руб. (далее - Контракт от 22.12.2020).
Реестровый номер контракта - 2583504086020000133.
Из пункта 1.1 Контракта от 22.12.2020 следует, что Поставщик принимает на себя обязательство поставить медицинские изделия в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту от 22.12.2020), поставщику надлежит поставить 47 наименований товара (Перчатки смотровые/процедурные; Перчатки хирургические).
Поставка Товара с разгрузкой транспортного средства осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу Получателя согласно Приложению N 1 к информационной карте: г. Пенза, ул. Стасова, 7. Поставка товара осуществляется с 11.01.2021 по 30.11.2021, в объеме месячной потребности Заказчика не позднее 20 числа последнего месяца (пункты 3.1, 3.2 Контракта от 22.12.2020).
Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого товара не менее срока, установленного производителем товара. Поставляемый товар должен иметь декларацию о соответствии; быть зарегистрированными в Государственном реестре медицинских изделий. Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности. Качество Товара должно соответствовать установленным стандартам и техническим требованиям завода-изготовителя и подтверждаться сертификатом или декларацией о соответствии. Товар не должен быть фальсифицированным или забракованным (пункты 5.1, 5.2 Контракта от 22.12.2020).
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта от 22.12.2020, настоящий Контракт вступает в силу с даты заключения Контракта и действует по 31.12.2021 г., а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Пунктом 12.2 Контракта от 22.12.2020, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Перечень случаев одностороннего отказа от исполнения контракта:
- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Согласно представленным в материалы по обращению документам и информации, ООО "БИОЛЕК" были поставлены, а заказчиком приняты медицинские изделия на сумму 1 960 676,91 руб., что подтверждается товарными накладными от 01.03.2021, 14.04.2021, 23.06.2021, 12.07.2021, 14.07.2021. Поставщик поставил перчатки смотровые нитриловые неопудренные (производитель ООО "Ардейл-Импекс", регистрационное удостоверение N 2008/03090 от 30.06.2008).
20.08.2021 между ГБУЗ "Областная наркологическая больница" и ООО "БИОЛЕК" заключено соглашение о расторжении контракта N 0155200002220000766 от 22.12.2020, согласно которому стороны, руководствуясь статьей 451 ГК РФ и пунктом 12.2 Контракта от 22.12.2020, приняли решение о расторжении контракта. Пункт 2.1 Контракта от 22.12.2020 изложен в следующей редакции: "Общая стоимость поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) по настоящему контракту составляет 1 960 676 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей 91 копейка, НДС не предусмотрен". Сумма контракта уменьшена на 4 261,18 рублей, спецификация изложена в новой редакции. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
Письмом от 23 сентября 2021 г. N 01и-1207/21 Росздравнадзор проинформировал субъектов обращения медицинских изделий о выявлении в обращении медицинского изделий "Перчатки нитриловые диагностические (смотровые) стерильные и нестерильные по ТУ 9398-001-53733748-2008", производства ООО "Ардейл-Импэкс", Россия, сведения о котором отсутствуют в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Медицинское изделие сопровождалось регистрационным удостоверением от 30 июля 2008 г. N ФСР 2008/03090.
Учитывая указанную информацию, на основании накладной N 401 от 15 октября 2021 г., заказчик осуществил возврат поставленных ООО "БИОЛЕК" медицинских изделий в количестве 26 322 пар, на общую сумму 596 335,75 руб.
Взамен возвращенных медицинских изделий, 22 декабря 2021 г. общество поставило перчатки смотровые нитриловые неопудренные нестерильные в общем количестве 26 322 пар, производства ООО "Витекс" (Россия), регистрационное удостоверение N РЗН 2021/13410, выдано 8 февраля 2021 г.
В ходе приемки указанных медицинских изделий установлено, что, согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, действие регистрационного удостоверения на них отменено с 25 октября 2021 г. (уникальный номер реестровой записи: 51192).
В связи с изложенным заказчик отказался принимать поставленные медицинские изделия и письмом от 24 декабря 2021 г. уведомил об этом общество с указанием причин отказа. 18 января 2022 г. заказчик повторно разъяснил ООО "БИОЛЕК" причину отказа в приемке поставленных медицинских изделий.
28 января 2022 г. медицинские изделия были возвращены обществу. Письмом от 31 января 2022 г. ООО "БИОЛЕК" предложено в течение 5 рабочих дней осуществить поставку медицинских изделий взамен возвращенных.
Письмом от 7 февраля 2022 г. общество уведомило заказчика о том, что в связи с истечением срока действия Контракта, у него отсутствует обязанность поставлять товар, в связи с чем предложило возвратить ранее уплаченные денежные средства, либо рассмотреть возможность замены товара с техническими характеристиками отличными от характеристик, указанных в спецификации к Контракту от 22.12.2020.
В письме от 15 февраля 2022 г. заказчик проинформировал ООО "БИОЛЕК" о том, что в ходе рассмотрения предложения общества улучшения характеристик предлагаемого к поставке товара, взамен товара, определенного Контрактом от 22.12.2020, не установлено, предложил в течение 5 рабочих дней осуществить поставку медицинских изделий (перчаток), предусмотренных Контрактом от 22.12.2020.
Поставка товара взамен возвращенного ООО "БИОЛЕК" осуществлена не была, в связи с чем 22.03.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.12.2020.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, Закон о контрактной системе определяет три случая включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков:
- уклонение участника закупки от заключения контракта;
- расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
При этом сведения об участнике закупки не направляются для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае реализации права на расторжение контракта по соглашению сторон.
В ходе рассмотрения обращения заказчика установлено, что Контракт от 22.12.2020 расторгнут по соглашению сторон 20.08.2021. При этом 22.03.2022 в отношении указанного контракта заказчиком также принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Из позиции заказчика следует, что соглашение о расторжении контракта N 0155200002220000766 от 22.12.2020 направлено на прекращение обязательств сторон "на будущее", что вытекает из пункта 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35. При этом данное соглашение не затрагивает обязательства, которые уже исполнены сторонами. Поскольку исполненные обязательства исполнены поставщиком ненадлежащим образом, заказчик имеет право дополнительно расторгнуть контракт в части исполненных обязательств в одностороннем порядке, что предусмотрено статьей 475 ГК РФ. В таком случае сведения о поставщике подлежат направлению в контрольный орган в сфере закупок для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Инспекция Управления полагает, что в настоящем случае расторжение контракта в связи с заключением сторонами соглашения о расторжении контракта является первичным по отношению к решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. С учетом того, что сведения о поставщике, контракт с которым расторгнут по соглашению сторон, не подлежат направлению в контрольный орган, при том, что случай расторжения контракта по соглашению сторон не поименован в качестве одного из случаев для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, настоящее обращение заказчика не подлежит рассмотрению по существу.
Позиция заказчика в настоящем случае признается несостоятельной по следующему основанию.
Частью 2 статьи 475 ГК РФ установлено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Как следует из пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 452 ГК РФ следует, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Согласно пункту 2 статьи 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 3 статьи 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Как установлено в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора. Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.
Установлено, что ГК РФ, Закон о контрактной системе определяют несколько способов расторжения договора (контракта), в частности: расторжение по соглашению сторон, в порядке одностороннего отказа, в судебном порядке.
Все указанные способы имеют одинаковые правовые последствия (статья 453 ГК РФ), влекут расторжение договора (контракта) с прекращением обязательств сторон (если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства).
Из позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в пункте 3 постановления от 06.06.2014 N 35, следует, что отдельные условия договора (обязательства сторон) сохраняют свое действие и после расторжения договора. Такими условиями в силу своей природы являются гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п., а также условия, которые направлены непосредственно на регулирование отношений сторон в период после расторжения договора.
Инспекция полагает, что сохранение действия ряда условий и обязательств сторон по договору не свидетельствует о том, что сам договор (контракт) после его расторжения можно считать действующим, и его возможно расторгать повторно в отношении того или иного отдельного обязательства, которое в силу своей природы сохраняет свое действие после расторжения контракта.
В силу норм ГК РФ, Контракт от 22.12.2020 после заключения соглашения о расторжении уже считается расторгнутым, договорные отношения между сторонами - прекращенными.
С учетом изложенного, применение к договору иных способов расторжения договора после его расторжения по соглашению сторон не может иметь правовых последствий, поскольку к договору уже применены последствия его расторжения с момента заключения сторонами соответствующего соглашения.
Дальнейшее обнаружение недостатков поставленного товара может охватываться гарантийными обязательствами поставщика, продолжающими свое действие после расторжения контракта.
Таким образом, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 22.03.2022 Контракт от 22.12.2020 уже считался расторгнутым по соглашению сторон (соглашение от 20.08.2021).
Дальнейшее принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.12.2020 не может иметь правовых последствий и не позволяет считать, что контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий. В связи с изложенным, по смыслу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, у Инспекции не имеется оснований для рассмотрения обращения заказчика и включения сведений об ООО "БИОЛЕК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Обращение заказчика - ГБУЗ "Областная наркологическая больница" - о включении сведений об ООО "БИОЛЕК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий в 2021 году для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области" (извещение N 0155200002220000766 от 24.11.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (контракт с реестровым номером 2583504086020000133 от 22.12.2020), оставить без рассмотрения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 20 апреля 2022 г. N 058/06/104-302/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022