Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
при отсутствии:
уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее - МКУ "УМСиЗ Нерюнгринского района, уполномоченный орган): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
заказчика муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" города Нерюнгри (далее - МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри, заказчик): не участвовал, уведомлен надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
заявителя индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия (бездействие) заказчика МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБУДО "ЦРТДиЮ" (извещение N 0816300017022000063), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия (бездействие) заказчика МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри.
Из текста жалобы ИП Меньшикова Р.А. следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии МЧС.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной на основании следующего.
1. Извещение о проведении конкурса размещено 07.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200061622000002.
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 320 064,00 рублей;
4. На участие в закупке подано 3 (три) заявки от участников закупки, из них 2 заявки допущены к участию в электронном аукционе;
Заявитель обжалует включение в извещении требования о наличии у участника закупки собственной лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статья 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Извещением предусмотрено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"Наличие копии действующей лицензии на осуществление работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной соответствующим лицензирующим органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Согласно Извещению о проведении закупки объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБУДО "ЦРТДиЮ".
Заказчиком установлен следующий ОКПД2:
43.91.19.190 |
Работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки |
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Перечень работ (услуг), составляющих данный вид деятельности (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
При этом, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
96 |
ФЕР09-03-029-01 |
Монтаж лестниц прямолинейных и криволинейных, пожарных с ограждением |
т |
|
|
0,154248 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем=(31,84+11,03+14,91+1,924+13,468+3,952)/1000*2 |
|
|||||||||
|
1 |
ОТ |
|
|
|
|
271,66 |
|
41,90 |
52,14 |
2 185 |
|
|
2 |
ЭМ |
|
|
|
|
671,33 |
|
103,55 |
|
|
|
|
3 |
в т.ч. ОТм |
|
|
|
|
78,48 |
|
12,11 |
52,14 |
631 |
|
|
4 |
М |
|
|
|
|
88,49 |
|
13,65 |
|
|
|
|
01.7.15.03-0042 |
Болты с гайками и шайбами строительные |
кг |
0 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
07.2.05.01 |
Лестницы маршевые, ширина 6 мм |
т |
1 |
|
0,154248 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗТ |
чел.-ч |
28,9 |
|
4,4577672 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗТм |
чел.-ч |
5,83 |
|
0,8992658 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по расценке |
|
|
|
|
1 031,48 |
|
159,10 |
|
|
|
|
|
ФОТ |
|
|
|
|
|
|
54,01 |
|
2 816 |
|
|
Приказ Минстроя России N 812/пр от 21.12.2020 Прил. п.9 |
НР Строительные металлические конструкции |
% |
93 |
|
93 |
|
|
50,23 |
|
2 619 |
|
|
Приказ Минстроя России N 774/пр от 11.12.2020 Прил. п.9 |
СП Строительные металлические конструкции |
% |
62 |
|
62 |
|
|
33,49 |
|
1 746 |
|
|
|
Всего по позиции |
|
|
|
|
|
|
242,82 |
|
|
|
Услуги, включенные в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в рассматриваемом случае не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся предметом контракта, следовательно, при его исполнении подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
Таким образом, требования извещения о наличии у участника закупки собственной лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не соответствует требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Жалоба признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
решила:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия (бездействие) заказчика МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБУДО "ЦРТДиЮ" (извещение N 0816300017022000063) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 014/06/59-482/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022