Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Бобков Валерий Валентинович:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4920 от 20.04.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения объекта по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе д. 138.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 723 980,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По доводам жалобы с первого по третий Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Комиссия установила, что Приложение N 1 к Описанию объекта закупки содержит требования к характеристикам объекта закупки, инструкцию по заполнению конкретных показателей товаров.
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии на требования к следующим показателям товара:
- Для товара "Стенд тип 2" по показателю "Количество информационных карманов" установлено требование - " 9"; по показателю "Количество карманов в первом ряду" установлено требование - "6"; по показателю "Количество карманов во втором ряду" установлено требование - "6".
Согласно инструкции по заполнению заявки участника потенциальному участнику необходимо руководствоваться следующими положениям:
"Минимальные и максимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также диапазонные показатели,
установленные в настоящей документации для определения потребностей Заказчика, могут образовывать комбинации посредством специальных
символов, знаков, слов и словосочетаний, установленных настоящей инструкцией.
При предоставлении значений показателей участник закупки также должен руководствоваться следующими положениями настоящей
Инструкции:
1. Требования к минимальным и (или) максимальным значениям показателей установлены с использованием слов, символов, словосочетаний, предлогов: "менее",
"превышает", "", "<", "более", "меньше", "выше", "ниже", "предельный", "
", ">", "больше", "до".
2. Слова, словосочетания, символы, указанные в п.1 Инструкции могут сопровождаться частицей "не".
3. При установлении требований к минимальным или максимальным значениям показателей Участник должен представить значение:
а) Конкретное не интервальное значение показателя, более установленного Заказчиком, либо равное установленному Заказчиком значению.
б) Конкретное не интервальное значение показателя, строго менее значения, установленного Заказчиком.
в) Конкретное не интервальное значение показателя, строго более значения, установленного Заказчиком.
г) Конкретное не интервальное значение показателя, менее установленного Заказчиком, либо равное установленному Заказчиком значению".
Из указанных положений инструкции следует, что потенциальному участнику необходимо предоставить конкретное недиапазонное значение больше, меньше или равное установленного Заказчиком требования к значению показателя.
Однако, из общего описания товара "Стенда тип 2" видно, что общее количество карманов равно сумме карманов из первого ряда и второго ряда. Заказчик устанавливает неизменное точное значение для количества карманов в каждом ряду - по 6 шт. Но требует, чтобы общее количество карманов было 9 шт. Согласно инструкции участники могут указать значение 9,10,11,12 и более штук, что будет противоречить конкретным неизменным значениям количества карманов в первом и втором ряду.
Подобные описания технических характеристик противоречат друг другу, могут ввести участников в заблуждение и могут препятствовать правильному заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Рассмотрев указанные доводы Заявителя, Комиссия находит их обоснованными, поскольку такие требования к товарам и инструкция по заполнению конкретных показателей товаров противоречат друг другу.
В четвертом доводе жалобы Заявителем также оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии на требования к следующим показателям товара:
- Для товара "Шкаф тип 2" установлены следующие требования к показателям: "Габаритные размеры первого модуля" - "До 1900 х 2000 х 450 мм"; "Габаритные размеры второго модуля" - "До 1300 х 2100 х 450 мм"; "Габаритные размеры шкафа (ш х г х в)" - "Больше 2000 х 460 х превышает 3100 мм".
Инструкцией по заполнению конкретных показателей товаров предусмотрено:
"В случае, если наименование показателя не содержит указание габаритных характеристик товара, к которым предъявлены требования, то необходимо считать, что требования предъявлены в последовательности ВхДхШ.
В случае, если требование к геометрическим (габаритным) размерам товара предъявлены в соответствии с п.п. "А" п.28 или с использованием знака, указанного в п.5 или предлога, указанного в п.9, установленных перед габаритной характеристикой "высота", то указанный знак, предлог, правило применяются ко всем параметрам (размерам), кроме габаритной характеристики "высота", в связи с чем высота товара должна быть указана без изменений (правило имеет приоритет).
Знак "<" и предлог "до" означает необходимость представления конкретного значения показателя в соответствии с п.п. "б" п.3 (Конкретное не интервальное значение показателя, строго менее значения, установленного Заказчиком).
Слово "превышает" (в т.ч в любом роде, числе и падеже) и слово "больше" означает необходимость представления конкретного значения показателя в соответствии с п.п. "в" п.3 (Конкретное не интервальное значение показателя, строго более значения, установленного Заказчиком)".
Рассмотрев вышеуказанные положения инструкции, а также требования к товарам, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать данный довод обоснованным ввиду отсутствия доказательств наличия противоречий.
В пятом доводе жалобы Заявителем оспариваются также положения извещения об осуществлении закупки в части установления требований к участникам закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены ненадлежащие требования к частникам закупки.
Комиссия установила, что согласно Приложению N4 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"Для участия в электронном аукционе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать: информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (установлено):
в соответствии с требованиями постановления Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" запрет установлен к следующим наименованиям товаров, указанным в объекте закупки извещения о проведении электронного аукциона:
1) Стенд тип 1 (Код ОКПД2: 22.29.29.190);
2) Стенд тип 2 (Код ОКПД2: 22.29.29.190);
3) Стенд тип 3 (Код ОКПД2: 22.29.29.190);
4) Шкаф тип 2 (Код ОКПД2: 31.01.12.130);
5) Система хранения навесная (Код ОКПД2: 31.01.12.140).
для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Комиссия установила, что согласно Реестру Российской промышленной продукции, размещенному на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, код ОКПД2 22.29.29.190 с требуемой Заказчику категорией товара отсутствует.
Заказчиком не представлено доказательств, опровергающих данный довод жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бобков Валерий Валентинович обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 апреля 2022 г. N 047/06/42-982/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022