В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 120-п от 27.04.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации -. (по доверенности),
представителя индивидуального предпринимателя - (по доверенности),
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (исх. N 09-13/5609-3690 от 26.04.2022 г., вх. Оренбургского УФАС России N 4446 от 26.04.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Косых Евгении Алексеевны (ИНН: 480301312809) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку технических средств реабилитации кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), кресел-стульев с санитарным оснащением (с колесами) для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000691),
УСТАНОВИЛА:
26.04.2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Косых Евгении Алексеевны (далее - ИП Косых Е.А., Поставщик) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку технических средств реабилитации кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), кресел-стульев с санитарным оснащением (с колесами) для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000691).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-92/2022 от 27.04.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "05" мая 2022 года 11 часов 30 минут.
"05" мая 2022 года в заседании Инспекции принимали участие представитель Заказчика, представитель индивидуального предпринимателя Косых Евгении Алексеевны.
Представитель Заказчика принятое решение об одностороннем отказе поддержал, просил включить сведения об ИП Косых Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением существенных условий контракта.
Представитель Поставщика пояснил, что у ИП Косых Е.А. не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Исполнителем предприняты все возможные меры к его исполнению. Просил сведения в отношении индивидуального предпринимателя Косых Евгении Алексеевны в Реестр недобросовестных поставщиков не включать. Более подробно позиция ИП Косых Е.А. изложена в письменных пояснениях.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
28.12.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), кресел-стульев с санитарным оснащением (с колесами) для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000691).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 183 684,34 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0253100000121000691 от 14.01.2022 г. аукционной комиссией принято решение о заключении контракта с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - индивидуальным предпринимателем Косых Евгенией Алексеевной.
04.02.2022 г. между индивидуальным предпринимателем Косых Евгенией Алексеевной и Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключен государственный контракт N 99 на поставку технических средств реабилитации кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), кресел-стульев с санитарным оснащением (с колесами) для обеспечения инвалидов в 2022 году (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации Кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), Кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Оренбургскую область в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар".
Согласно разделу 2 Контракта "Срок поставки и срок действия Контракта" установлено следующее:
"2.1. Срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (Приложение N 4 Контракту) до "31" августа 2022 года.
2.2. Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до "30" октября 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту".
Согласно п. 3.3.1 Контракта "Поставщик обязан обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом".
Приложению N 3 к Контракту установлено следующее:
N п/п |
Наименование Товара |
Периоды (этапы) поставки на 2022 год |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб., коп.) |
1 |
Кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) 23-01-02 |
В течение 5 календарных дней с даты заключения контракта |
865 |
2077038,00 |
2 |
Кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 23-01-01 |
29 |
106646,34 |
|
ИТОГО: |
894 |
2183684,34 |
В соответствии с п. 3.3.2 Контракта "Поставщик обязан проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика".
Согласно обращению Заказчика, в нарушение п. 3.3.2 Контракта Поставщик не уведомил Заказчика о поступлении Товара в Оренбургскую область в предусмотренные сроки.
Письмом исх. N 10 от 11.02.2022 г. Поставщик уведомил о задержке поставки Товара в Оренбургскую область в связи с "отсутствием информации от производителя готовности отгрузить продукцию, предусмотренную предметом контракта".
Заказчик письмом от 11.02.2022 г. N 10-23/5610-1184 запросил у Поставщика документы, подтверждающие причины задержки поставки Товара в Оренбургскую область. До настоящего времени ответ от Поставщика не поступил.
В связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта региональным отделением Поставщику была направлена претензия от 03.03.2022 г. N 09-13/5609- 1836 об оплате штрафных санкций за неисполнение обязательств по Государственному контракту.
Таким образом, согласно обращению Заказчика, Поставщиком были допущены существенные нарушения условий Контракта.
Разделом 12 Контракта "Разрешение споров" установлено следующее:
"12.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
12.2. Претензия оформляется в письменной форме или в форме электронных документов, подписанных УКЭП. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
Срок рассмотрения претензии не должен превышать 20 календарных дней. Переписка Сторон может осуществляться в виде писем или телеграмм, а в случаях направления телефакса, факса, иного электронного сообщения - с последующим предоставлением оригинала документа или в форме электронных документов, подписанных УКЭП.
12.3. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке спор разрешается в судебном порядке в арбитражном суде Оренбургской области".
Согласно п. 13.1 Контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно пункту "в" части 6 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
28.03.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 09-14/5609-2505 от 28.03.2022 г.) в связи с нарушением ИП Косых Е.А. существенных условий Контракта.
28.03.2022 г. 17:22 (МСК+2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
28.03.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком посредством Почты России в адрес ИП Косых Е.А. по адресу, указанному в Контракте от 04.02.2022 г. N 99. Доказательства отправки в материалы дела представлены.
Таким образом, при расторжении контракта заказчиком процедура, предусмотренная ч. 12 ст. 95, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе соблюдена.
Согласно почтовому идентификатору N 80102469825135, представленному Заказчиком в материалы дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.02.2022 г. N 99 (исх. N 09-14/5609-2505 от 28.03.2022 г.) получено ИП Косых Е.А. 15.04.2022 г.
С учетом изложенного, на основании п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 12.2 с. 95 Закона о контрактной системе, 26.04.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, ИП Косых Е.А. 14.01.2022 г. направлен запрос в ТП "Армед" с просьбой представить коммерческое предложение, в ответ на который получен ответ с отказом в предоставлении коммерческого предложения. Попытки запросить коммерческое предложение также были произведены 10.02.2022 г., 11.02.2022 г., 17.02.2022 г., 28.03.2022 г., 29,02.2022 г., 30.02.2022 г. Однако данные попытки не увенчались успехом.
17.01.2022 г. ИП Косых Е.А. направило в адрес ООО "Завод специального оборудования" письмо исх. N 2 с запросом коммерческого предложения. 18.01.2022 г. ИП Косых Е.А. был получен ответ о невозможности изготовления продукции в сроки 90 дней.
25.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 34, в котором ИП Косых Е.А. известил Заказчика о задержке предоставления ответов производителями товара.
19.04.2022 г. необходимый к поставке товар был закуплен ИП Косых Е.А. В подтверждение данного довода Поставщиком была представлена товарная накладная N 3 от 19.04.2022 г.
20.04.2022 г. ИП Косых Е.А. было направлено письмо в адрес Заказчика с просьбой оценки товара и отмены решения об одностороннем отказе. 26.04.2022 года, в соответствии с трек номером 14012470002654 данное письмо было получено Заказчиком.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ИП Косых Е.А. предпринимал меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ИП Косых Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Поставщика - ИП Косых Е.А.- не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ИП Косых Е.А. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Косых Евгении Алексеевны (ИНН: 480301312809) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 апреля 2022 г. N РНП-56-08-06-92/2022 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - технические средства реабилитации - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022