Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_"- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина" (далее также заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ДЕЛЕГАТ" (далее - общество, подрядчик, ООО "ДЕЛЕГАТ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N А-ОГ-009/21 СМП от 14.05.2021, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту помещений Спортивного корпуса N1 ФГБОУ ВО Омский ГАУ" (извещение N 0352100021521000008) (далее также контракта, контракт N А-ОГ-009/21 СМП от 14.05.2021, электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - "_" (доверенность от 07.12.2021 N 0179/8703);
подрядчика - "_" (доверенность от 27.04.2022),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России было направлено (вх. N 4285 от 25.04.2022) обращение заказчика о включении информации об ООО "ДЕЛЕГАТ" в реестр.
Из представленных материалов и информации следует, что 09.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352100021521000008 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1 548 130,80 руб.
21.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано 6 заявок, трем участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 22.04.2021 в процедуре проведения аукциона приняли участие два участника закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона, от 23.04.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "ДЕЛЕГАТ" с ценой контракта 1455242,94 руб.
14.05.2021 между заказчиком и ООО "ДЕЛЕГАТ" заключен контракт N А-ОГ-009/21 СМП (номер реестровой записи контракта 1550203079121000027).
11.04.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое 11.04.2022 было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (номер дополнительной информации 0352100021522000001).
Заказчиком 22.04.2022 размещена информация о расторжении контракта с указанием даты расторжения - 22.04.2022 (номер реестровой записи контракта 1550203079121000027)
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что сведения об ООО "ДЕЛЕГАТ" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктами 1 и 3 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия (пункт 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 2.1, 2.2, 5.2.1, 5.2.5, 5.2.11 контракта было предусмотрено следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту помещений Спортивного корпуса N1 ФГБОУ ВО Омский ГАУ (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к контракту) и ведомостью объемов работ (Приложение N2 к контракту) в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N3 к контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Начало выполнения Работ - с момента подписания контракта.
Срок завершения всех Работ - в течение 60 дней с момента подписания контракта.
Подрядчик обязан:
Качественно выполнить Работу своими материалами, инструментами, оборудованием в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, приложениями к нему и сдать ее результат Заказчику.
Выполнить Работы в полном соответствии со строительными нормами и правилами.
Устранить дефекты, выявленные при приемке выполненных Подрядчиком Работ, в течение пяти дней с момента их обнаружения Заказчиком".
Пунктом 11.2 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Комиссией установлено, что в соответствии с условиями контракта подрядчик был обязан выполнить работы, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) в объеме, предусмотренном Ведомостью объемов работ (Приложение N 2 к контракту) в срок по 13.07.2021 включительно.
28.01.2022 - ООО "ДЕЛЕГАТ" уведомило заказчика о выполнении работ.
03.02.2022 - заказчиком проведена приемка, установлены нарушения требований к качеству работ (срок устранения до 10.02.2022). Акт составлен в отсутствие представителя подрядчика. Доказательства отправки Акта в адрес подрядчика в материалы дела не представлены.
10.02.2022 - заказчиком проведена приемка. Нарушения не были устранены. Акт отправлен в адрес подрядчика 15.02.2022 (подрядчиком не получен).
04.03.20202 - заказчиком проведена приемка, установлены нарушения требований к качеству работ (срок устранения 5 рабочих дней). Акт вручен директору подрядчика 09.03.2022.
21.03.2022 - ООО "ДЕЛЕГАТ" направило в адрес заказчика письмо, в котором указало, что установленные заказчиком недостатки не являются существенными, обязалось устранить нарушения в рамках гарантийных обязательств.
07.04.2022 - заказчиком направлена претензия.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
11.04.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта. В этот же день указанное решение было размещено на официальном сайте ЕИС.
Комиссия особо отмечает, что данное решение не было вручено лично, а равно не было направлено подрядчику по адресу, указанному в контракте. Следовательно, заказчиком не предпринято никаких действий по надлежащему уведомлению подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, более того, представителем заказчика в рамках заседания Комиссии данное обстоятельство фактически подтверждено.
Комиссия полагает, что заказчиком ошибочно применены положения части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (с 01.01.2022 до 01.07.2022 данная норма не применяется) в части направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством официального сайта ЕИС и как следствие при определении даты надлежащего уведомления и срока расторжения контракта.
Со ссылкой на часть 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик ходатайствовал об истребовании у официального сайта ЕИС информации о получении ООО "ДЕЛЕГАТ" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия указанное ходатайство отклонила, в силу вышеприведенных обстоятельств (нарушение заказчиком порядка уведомления подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, порядка расторжения контракта), а также с учетом того, что часть 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе утратила силу.
Комиссия также отмечает, что порядок расторжения контракта, регламентированный Федеральным законом о контрактной системе, предполагает, что заказчик должен обладать информацией (подтверждением) о том, что подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено. Приведенное обстоятельство имеет существенное значение для определения даты надлежащего уведомления подрядчика и последующего исчисления процессуальных сроков.
При этом на официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 22.04.2022 с указанием даты расторжения 22.04.2022.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта установления заказчиком неисполнения условий контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 26.04.2022 в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 29.04.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 04.05.2022 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены пояснения, содержащие в том числе указание на нарушение заказчиком процедуры расторжения контракта, а также доводы в части нарушений заказчиком порядка приемки выполненных работ.
Комиссия, изучив представленные материалы, отмечает, что факт нарушения подрядчиком условий контракта подтвержден актами о приемке работ от 03.02.2022, 10.02.2022, 04.03.2022.
При этом довод общества о том, что заказчиком приемка осуществлялась без представителя подрядчика в нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заслуживает внимания, как и тот факт, что акты от 03.02.2022, 10.02.2022 подрядчиком получены не были, что также обусловило невозможность своевременного устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что акт 04.03.2022 был лично получен директором общества. Письмом от 21.03.2022 (исх. N 39) общество фактически согласилось с указанными в актах нарушениями условий контракта, однако отметила их несущественность и обязалось устранить в рамках гарантийных обязательств.
Такой подход подрядчика нельзя признать верным, так как в силу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и условий контракта, обществом обязано было устранить нарушения в регламентированный контрактом срок. При наличии разногласий общество за свой счет могло провести экспертизу своими силами, либо с привлечением экспертов.
Доказательств того, что выполненные работы соответствовали условиям контракта, а равно доказательства несущественности установленных нарушений, обществом в материалы дела не представлено.
Ссылка представителя общества на акты освидетельствования скрытых работ Комиссией отклоняется, в силу того, что заказчиком нарушений условий контракта при осуществлении срытых работ не устанавливалось. Претензии заказчика фактически сводятся к несоответствию результатов выполненных работ условиям контракта.
Таким образом, материалами дела установлены существенные нарушения условий контракта. При этом Комиссия учитывает, что нарушение подрядчиком сроков выполнения работ не являлось основаниям для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и допускалось с фактического согласия заказчика.
Вместе с тем установленные Комиссией обстоятельства (нарушение порядка расторжения контракта) в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются основанием для отказа во включении сведений об ООО "ДЕЛЕГАТ" в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ДЕЛЕГАТ" ИНН 5505060917 (644113, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОМСК ГОРОД, 1-Я ПУТЕВАЯ УЛИЦА, ДОМ 102А, ОФИС 16);
- о директоре "_".
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина" нарушение пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения сведений должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 мая 2022 г. N РНП-55-76/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022