Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: врио заместителя руководителя - <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок - <_>., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок - <_>., при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" - <_> (доверенность N2 от 10.01.2022), представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Сасовский комплексный центр социального обслуживания населения" - <_> (приказ N272-к от 21.10.2021), представителя ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер" - <_> (доверенность от 05.05.2022), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер" N 28-01/04-22 от 28.04.2022 (вх. N2112 от 04.05.2022) на действия Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах (извещение N 0859200001122004155 от 14.04.2022) и проведя внеплановую проверку,
установила:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Сасовский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах (далее - электронный аукцион).
14 апреля 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 119 559,51 рублей.
По мнению Заявителя, действия Аукционной комиссии нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер".
В ходе заседания комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N 193 от 06.05.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что в данном конкретном случае у аукционной комиссии имелись правовые основания для отклонения заявки ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер".
В отзыве на жалобу N202 от 05.05.2022 Заказчик сообщил, что в действиях аукционной комиссии в ходе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе нарушений нет. Отклонение заявки ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер" правомерно.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании указанного, положения Федерального закона в разделе 1 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и инструкция по её заполнению", являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении спорной закупки, включены требования о содержании в составе заявки участников закупки следующих документов:
"документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ): Уведомление о включении в реестр организации, оказывающих услуги в области охраны труда".
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что вышеуказанное требование о предоставлении в составе заявки участника уведомления о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда является правомерным по следующим основаниям.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлены следующие определения:
Охрана груда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Таким образом, из вышеуказанных понятий прямо следует, что оценка профессиональных рисков относится к системе управления охраной труда, что также подтверждается статьей 218 ТК РФ.
"При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков".
В соответствии со статьей 223 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у такого работодателя службы охраны труда, специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и должны быть аккредитованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
При этом пунктом 24 приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" установлено, что допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (далее - Перечень), а также правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В частности, пунктом 1 Перечня установлено, что осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек относится к услугам в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона.
При этом пунктом 1 частью 12 статьи 48 установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
25.04.2022 аукционная комиссия, рассмотрев заявки участников спорного электронного аукциона, приняла решение о признании заявки с идентификационным номером 77 (ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер") не соответствующей положениям законодательства и извещения об осуществлении закупки, поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся предметом закупки, а именно: отсутствует уведомление о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Необходимо отметить, что участником в составе заявки представлено уведомление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, однако указанный документ не может являться надлежащим документом в соответствии с требованиями извещения об осуществлении рассматриваемой закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку действия Аукционной комиссии не противоречат положениям Закона о ФКС, так как ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер" в составе заявки не представлены документы, предусмотренные п.1 ч.1 ст.31 Закона о ФКС, установленные в извещении о проведении электронного аукциона.
решила:
Признать жалобу ООО Центр аудита и охраны труда "Лидер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 мая 2022 г. N 062/06/106-235/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022