Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 2559 от 27.04.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Энерготеплострой-XXI" (ИНН _) (далее - Общество, ООО "Энерготеплострой-XXI", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 31.08.2020 N ЭА-18/2020 на выполнение работ по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология" (закупка N 0366200035620004360) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
27.04.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Энерготеплострой-XXI" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология" (закупка N 0366200035620004360) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об Электронном аукционе размещены 04.08.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 110 926 733,17 рублей.
31.08.2020 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Энерготеплострой-XXI" заключен Контракт на сумму 94 287 723,07 рублей.
10.09.2020, 09.12.2020, 12.02.2021, 22.07.2021, 19.11.2021 между сторонами Контракта заключены дополнительные соглашения, сведения о которых размещены в единой информационной системе.
Дополнительным соглашением N 4 от 22.07.2021 срок выполнения работ по Контракту был продлен и определен не позднее 01.12.2021.
Дополнительным соглашением N 5 от 19.11.2021 в связи с необходимостью выполнения работ по благоустройству была изменена сумма Контракта на 98 989 356, 10 руб.
Раздел 1 Контракта устанавливает следующие положения:
"1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология" (далее по тексту - объект), в соответствии с проектной документацией (Приложение N1 к Контракту), техническим заданием (Приложение N6 к Контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок строительства объекта, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к Контракту) и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 10 к Контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
1.2. Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта и передать его Заказчику.
1.3. Результатом выполненных работ по Контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Подрядчик ознакомлен с проектной документацией на строительство Объекта и не имеет к ней замечаний.".
Разделом 3 Контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
"3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы и осуществить строительство объекта в сроки, установленные Контрактом и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к Контракту).
3.2. Сроки выполнения работ:
- начало работ: дата передачи Заказчиком строительной площадки по акту передачи строительной площадки (Приложение N 3 к Контракту);
- окончание работ: в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту), но не позднее 30.06.2021.
3.3. Сроки отдельных этапов строительства с указанием их дат начала и окончания определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту).".
Приложение N 2 к Контракту содержит следующий график выполнения строительно-монтажных работ:
Срок начала строительства - дата передачи Заказчиком строительной площадки по акту передачи строительной площадки.
Срок окончания строительства -30.06.2021 г.
|
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Физический объем работ |
Сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования Заказчика (при наличии) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Общестроительные работы |
С момента передачи строительной площадки до 30.09.2020 г. |
Общестроительные работы-60%; Хозпитьевой водопровод-15%; Строительство буровых на воду скважин гл. H=105 м-20% |
- |
|
2 |
Устройство скважины |
С 01.10.2020 г. по 31.10.2020 г. |
Общестроительные работы-40%; Наружные сети 0,4кВ площадки артскважины N3; Хозпитьевой водопровод-40%; Водопровод от скважины В10-50%; Строительство буровых на воду скважин гл. H=105 м-40%; Общестроительные работы (фундаменты ПМ-4); Общестроительные работы (фундаменты ПМ-4); Вертикальная планировка-30% |
- |
|
3 |
Устройство водопровода |
С 01.11.2020 г. по 30.11.2020 г. |
Наружные сети 0,4кВ площадки артскважины N1,N2; Хозпитьевой водопровод-32,65%; Водопровод от скважин В10-50%; Строительство буровых на воду скважин гл. Н=105-м-40%; Монтаж павильона над скважиной; Водопровод В10 от скважины N4 до водопровода д=700 м; Ограждение площадки; Ограждение площадок скважин N1,N2; Вертикальная планировка-70% |
- |
|
4 |
Подключение водопровода |
С 01.12.2020 г. по 29.01.2021 г. |
Хозпитьевой водопровод-12,35% |
- |
|
5 |
Монтаж станции водоснабжения |
С 01.02.2021 г. по 26.02.2021 г. |
Монтаж комплексной станции водоснабжения |
- |
|
6 |
Монтаж павильонов и трубопроводов |
С 01.03.2021 г. по 31.03.2021 г. |
Бытовые помещения блок контейнер БК-01; Бытовые помещения блок контейнер БК-13; Автоматическая пожарная сигнализация; Контейнерные площадки; Общестроительные работы (фундаменты ПМ-4); Монтаж павильона над скважиной; Монтаж павильона над скважиной; Трубопровод подачи исходной воды Висх; Трубопровод подачи осветленной воды Восв |
- |
|
7 |
ТХ и коммуникации |
С 01.04.2021 г. по 30.04.2021 г. |
КИП и А; Технологическое оборудование; Электрооборудование; КИП и А; Технологическое оборудование; Электрооборудование; КИП и А; Технологическое оборудование; Электрооборудование; Хозяйственно-питьевой водопровод В1; Подающий трубопровод ПД; Отводящий трубопровод ОТ; Спускной водопровод СП; Переливной трубопровод Пр; Бытовая канализация К1; Сбросная и переливная канализация К2; Трубопровод сброса промывных вод в блок обработки-Впр; Трубопровод аварийного перелива Вав; Электрообогрев и изоляция трубопроводов; Озеленение территории; Охранное освещение, освещение территории |
- |
|
8 |
Благоустройство |
С 01.05.2021 г. по 30.06.2021 г. |
Наружные сети охранной сигнализации, Благоустройство |
|
Как было отражено выше, в редакции дополнительного соглашения N 4 от 22.07.2021 срок выполнения работ по Контракту был продлен и определен не позднее 01.12.2021.
Раздел 5 Контракта определяет права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта к обязанностям Заказчика относятся, в том числе:
Осуществлять приемку выполненных Подрядчиком работ в порядке, установленном Контрактом, Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту).
Осуществлять контроль за строительством объекта и сроками выполнения работ, в соответствии с утвержденной проектной документацией, условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения настоящего контракта передать Подрядчику на период строительства объекта:
- документацию в полном объеме, необходимом для начала производства работ на Объекте, указанных в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2);
- строительную площадку по акту передачи строительной площадки (по форме Приложение N3 к Контракту);
- проект организации строительства (далее по тексту - ПОС) в составе проектной документации;
- ордер на производство земляных работ;
- перед началом работ передать копию разрешения на строительство;
- порубочный билет;
- технические условия на точки временного технологического подключения к электроэнергии и водоснабжения в соответствии с ПОС на период производства работ.
Оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
В соответствии с пунктом 5.3 Контракта в обязанности Подрядчика, в том числе входит:
5.3.1. Выполнить работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства выполнение работ по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология" (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью.
5.3.2. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и с учетом требований охраны окружающей среды, в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.
5.3.3. Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
5.3.4. Обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, рабочей документации, а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор. Перечень документации, необходимой для выполнения работ, определяется в контракте.
5.3.5. Обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при строительстве или реконструкции объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования.
5.3.6. Информировать Заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников Подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны Подрядчику.
5.3.7. Подрядчик обязан в течение 14 (четырнадцати) календарных дней, исчисленных с даты заключения настоящего контракта, разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ (далее по тексту - ППР), составленный в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, который в обязательном порядке должен включать в себя, в том числе, но не ограничиваясь:
Состав и содержание ППР должны соответствовать требованиям СП 48.13330.2019. "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004".
Проект производства работ должен содержать мероприятия по наиболее эффективной организации строительства с использованием прогрессивных технологий строительства, способствующих улучшению качества, сокращению сроков строительства, а также обеспечивающее безопасное выполнение работ.
До начала работ, Подрядчик самостоятельно оформляет разрешительные документы, при необходимости.
Перед началом работ, Подрядчик должен предоставить Заказчику (по форме, согласованной с Заказчиком):
График мобилизации строительной техники с понедельной разбивкой с указанием количества и наименования техники.
График поставки на строительную площадку строительного городка и вспомогательных помещений с понедельной разбивкой с указанием численности работающих.
График СМР с понедельной разбивкой по объекту согласно предложенной последовательности строительства объекта.
График мобилизации людских ресурсов с понедельной разбивкой и указанием профессий.
График поставки материалов с понедельной разбивкой.
5.3.8. Выполнить работы и сдать законченный строительством Объект в сроки, предусмотренные в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту) и представить Заказчику в полном объеме имеющиеся у него и зависящие от него документы, необходимые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 14.1. Контракта такой Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии представители сторон, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.
В целях реализации исполнения Контракта между его сторонами осуществлялась с сентября 2020 года по декабрь 2021 года многочисленная переписка (в том числе письма от 21.09.2020, 25.09.2020, 16.10.2020, 09.11.2020, 24.12.2020, 14.01.2021, 25.01.2021, 01.02.2022, 02.03.2021, 25.03.2021, 22.04.2021, 05.05.2021, 19.05.2021, 03.12.2021), согласно которой Общество отвечало на письма Учреждения, запрашивало у него информацию и соответствующие согласования, необходимые для исполнения Контракта, просило внести корректировки в проектно-сметную документацию с последующим прохождением экспертизы, сообщало о приостановлении и возобновлении работ по Контракту.
В свою очередь, Заказчик в своих письмах подтверждал факт осуществления Обществом деятельности по исполнению Контракта, запрашивал протоколы испытаний проб воды для скважин N 1 и N 2, согласовывал приостановление выполнения работ по бурению скважины N 2 для рассмотрения возможности изменения оборудования станции, направлял технические условия для присоединения к электрическим сетям.
10.01.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N 2, которым проинформировало Учреждение о том, что существующий водопровод выполнен с нарушением плана прокладки сети и трубой ПНД д=90 мм на глубине 1,1 м, в то время, как согласно проекту, он должен быть выполнен из трубы металлической <1=100 мм на глубине 1,8 м. На основании вышеизложенного Подрядчик просил Заказчика дать проектное решение по устройству колодца В-40 (врезка водопровода В-1 в существующий водопровод на ул. Прудная).
В письме от 20.01.2022 N 9 Общество сообщило Заказчику, что в проектной документации, выполненной Проектным бюро N1, отсутствует решение по системам автоматизации и диспетчеризации повысительной насосной станции (ПНС) с выводом сигналов по JSM связи на управление датчиками уровня РЧВ, что делает невозможным проведение монтажных и пусконаладочных работ.
25.01.2022 Общество в письме N 13 просило Заказчика выдать проектное решение по тепловому контуру камеры ПНС для предотвращения промерзания трубопроводов и запорной арматуры ПНС.
В письме от 25.01.2022 N 14 Общество сообщило Заказчику о том, что на основании выданного проектного решения по разделу ГП, находящегося в Госэкпертизе, предусмотрен проезд над камерой ПНС, в связи с чем просило предоставить в адрес Общества расчет несущей способности данной станции и проектное решение дорожного покрытия для дальнейшего производства работ по благоустройству.
28.01.2022 письмами N 20, 21 Подрядчик просил Заказчика организовать работы по подаче напряжения на щит второго ввода (ЩУ-2) станции обезжелезования и о возможности подачи сигнала в центральный диспетчерский пункт водоканала. В письме N 23 Общество просило Заказчика продлить разрешение (ордер) на производство земляных работ на территории г. Тулы.
03.02.2022 в письме N ОСК 231 Заказчик сообщил Подрядчику, что получил письмо от АО "Тулгорводоканал", в котором указано какие работы необходимо выполнить для возможности заключения договора холодного водоснабжения; а в письме N ОСК 232 от 03.02.2022 Заказчик сообщил о направлении Обществу документов (лицензии на пользование недрами тул 80853 ВП, приложения N 1 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки поисков и оценки подземных вод).
09.02.2022 Заказчик указал Обществу на то, что работы им не ведутся, потребовал возобновить и ускорить темпы работ, а также устранить замечания представителей строительного контроля, которые изложены в акте об устранении нарушений N 1161-30-30 ФБУ "Росстройконтроль" от 09.02.2022.
02.03.2022 Общество сообщило Заказчику, что проектно-сметная документация проходит экспертизу в ГАУ ТО "Управление экспертизы" по договору, заключенному Учреждением с указанной организацией, в связи с чем Подрядчик не имеет возможности сообщить о сроках ввода объекта в эксплуатацию и предоставления актов формы КС2, КС3.
13.04.2022 Заказчик в письме N ОСК-687 просил Общество предоставить откорректированную и недостающую исполнительную документацию.
25.04.2022 комиссионно был составлен акт приема-передачи незавершенного строительством объекта: "Строительство станции обезжелезивания в с. Алешня, в т. ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология", в котором отображено, что за период с августа 2020 года по февраль 2022 года на объекте произведено 88,0% работ от общего строительства объекта. Кроме этого указанный акт, содержит следующую информацию: в настоящее время по объекту "Строительство станции обезжелезивания в с. Алешня, в т. ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология"" выполнены следующие виды работ согласно проекту: монтаж водопровода В1 и колодцев; бурение скважины N 1,2,3; монтаж комплектной станции водоснабжения; водопровод от скважин В10; устройство щебеночного основания (2-й слой) внутриплощадочных дорог; сборка резервуаров; монтаж наружного освещения площадки - станции; устройство канализации; монтаж внутреннего ограждения из колючей проволоки; монтаж внутриплощадочных сетей; монтаж насосной станции; монтаж бытовых помещений; монтаж пункта охраны; переливная канализация К2; благоустройство территории (частично); ограждение площадки водопроводных сооружений. Кроме того, комиссией зафиксировано в акте, что с февраля 2022 года подрядной организацией ООО "Энерготеплострой-XXI" строительно-монтажные работы на объекте не ведутся.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 15.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала строительства более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения строительно-монтажных работ, влекущего увеличение срока окончания строительства более чем на 30 дней (несоблюдение Подрядчиком установленных с графиком выполнения строительно-монтажных работ - Приложение N2 к Контракту);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку строительства более чем на 30 дней;
- аннулирования лицензий (допусков) на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых в строительстве, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В связи с тем, что Подрядчик не выполнил в полном объеме обязательства по Контракту, 06.04.2022 Заказчик в соответствии с пунктом 15.1 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 31.08.2020 N ЭА-18/2020 на выполнение работ по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология" (далее - Решение).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона установлено, что: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)".
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение направлено Заказчиком 06.04.2022 почтовым отправлением и получено Обществом 13.04.2022; 07.04.2022 Решение размещено в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении им соблюдены.
Так как в установленный Законом срок Обществом работы на объекте не были возобновлены, Заказчик посчитал, что Решение вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
В представленных на заседание Комиссии пояснениях Общество ссылается на следующие обстоятельства, препятствовавшие своевременному началу выполнения работ, а также на обстоятельства, послужившие неоднократному приостановлению выполнения работ Подрядчиком:
- не соответствие координат, предоставленных Заказчиком ООО "Энерготеплострой-XXI" в разделах КЖ1 и ГП проекта с печатью "в производство работ".
- при бурении скважин на водоносном горизонте, указанном Заказчиком в проектной документации, была обнаружена вода, не соответствующая проектным данным, ввиду чего, по согласованию с Заказчиком, было принято решение уйти на большую глубину для достижения следующего водоносного горизонта, по достижении которого было установлено, что вода также не соответствует проектным данным, на основании чего потребовалось дополнительное время для принятия решения о перепроектировании оборудования;
- в предоставленной проектной документации водопровод В1 спроектирован под высоковольтной линией электропередач, ввиду чего возникла необходимость перепроектирования и перемещения троссировки водопровода с последующим прохождением экспертизы сети водопровода;
- дорожные покрытия в предоставленной проектной документации не соответствовали нормам СНИП, ввиду чего возникла необходимость их перепроектирования с последующим прохождением экспертизы;
- необходимо было удалить большое количество деревьев, отсутствующих в Контракте, в связи с чем не было возможности производить дальнейшие работы по прокладке водопровода;
- в связи с принятием Заказчиком решения по прокладке водопровода по отдельному техническому присоединению до станции обезжелезивания, возникла необходимость корректировки проектной документации, выполняемой по отдельному контракту, заключенному между Заказчиком и сторонней проектной компанией, с последующим прохождением экспертизы. Общество указывает, что данное проектное решение и положительное заключение экспертизы со штампом в производство работ Подрядчику до настоящего времени Заказчиком не передано.
В ходе заседания представитель Подрядчика, полагая действия ООО "Энерготеплострой-XXI" в рамках исполнения Контракта направленными на его надлежащее исполнение, просил сведения в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).
Основанием к расторжению контракта (и к включению сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков) может являться не любое нарушение таким участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами.
На основании пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
На основании пункта 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по организации строительства по объекту: "Строительство станции обезжелезивания в с.Алёшня, в т.ч. ПИР" в рамках реализации национального проекта "Экология", в соответствии с проектной документацией (Приложение N1 к Контракту), техническим заданием (Приложение N6 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок строительства объекта, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту) и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 10 к Контракту).
Подрядчиком в ходе осмотра объекта были выявлены несоответствия проектно-сметной документации и технического задания фактическому состоянию объекта, на котором осуществляются работы, которые, с точки зрения Подрядчика, существенно влияют на качество результата работ, сроки и стоимость выполнения работ.
Наличие указанных фактов подтверждается, в частности, письмами Заказчика и Подрядчика, представленными в материалы дела.
Так, 21.09.2020 в письме N 162 Общество указало Заказчику на несовпадение координат осей, переданных Обществу представителями геодезистами, с координатами, представленными в разделах КЖ1 и ГП проекта, с печатью в производство работ.
В письме от 16.10.2020 N 182 Общество сообщает Заказчику о том, что при разбивке координат на территории стройплощадки обнаружен лесной массив, подлежащий вырубке, и согласно порубочному билету N 233 от 16.10.2020 необходимо удалить 252 дерева. Данные виды работ не учтены Контрактом.
Кроме того, Общество в письмах от 14.01.2021, 25.01.2021 информирует Заказчика о том, что при бурении артскважины N 3 возникли непредвиденные осложнения геологического характера. Общество поясняет, что при производстве буровых работ согласно проектной документации были обнаружены разрушенные карбонатно-глинистые отложения (известняки), содержащие мутную воду с песком и глиной, в связи с чем просит разрешить углубление скважины и оборудования на озерско-хованский водоносный горизонт (D3hv-os). Помимо этого, для дальнейшего продолжения работ Общество просит направить согласованное Учреждением производство работ по монтажу трубопроводов наружного водопровода.
01.02.2021 Общество просит Заказчика приостановить срок выполнения работ до решения вопроса о необходимости изменения оборудования станции.
04.02.2021 Заказчик просил Общество в письме N ОН-347 предоставить протоколы испытаний проб воды для скважин N 1и N 2 для проверки корректности запланированного оборудования станции обезжелезивания.
Заказчик в письме от 25.02.2021 N ОСК-580/1 сообщает, что по итогам получения результатов анализа воды из скважины N 3 выявлено несоответствие проектным характеристикам и по итогам совещания под председательством министра ЖКХ Тульской области принято решение о приостановке работ по бурению скважины N 2 с 25.02.2021 для рассмотрения возможности изменения оборудования станции.
25.03.2021 в письме N 200/1 Подрядчик указывает Заказчику на то, что в проектно-сметной документации по планировке земельного участка (Том "Генеральный план" К-7-16-11244-ГП), предоставленной Учреждением, некорректно рассчитаны объемы земляных масс и дорожного полотна, а также отсутствуют разворотные площадки для автотранспорта, обслуживающего скважины и станцию обезжелезивания, в связи с чем просит внести изменения в документацию с дальнейшим прохождением экспертизы.
Помимо этого, письмом от 19.05.2021 N 371 Общество просит Заказчика согласовать прокладку наружного водопровода со смещением к автодороге с соблюдением всех необходимых строительных норм и требований согласно прилагаемому чертежу ввиду невозможности производства работ в непосредственной близости опор электросетей.
10.01.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N 2, которым проинформировало Учреждение о том, что существующий водопровод выполнен с нарушением плана прокладки сети и трубой ПНД д=90 мм на глубине 1,1 м, а согласно проекту, он должен быть выполнен из трубы металлической <1=100 мм на глубине 1,8 м. На основании вышеизложенного Подрядчик просит дать проектное решение по устройству колодца В-40 (врезка водопровода В-1 в существующий водопровод на ул. Прудная).
02.03.2022 Общество сообщает Заказчику в письме N 3, что в настоящее время проектно-сметная документация проходит экспертизу в ГАУ ТО "Управление экспертизы" по отдельному договору, заключенному между Заказчиком и проектной компанией, в связи с чем Подрядчик не имеет возможности сообщить о сроках ввода объекта в эксплуатацию и предоставить акты формы КС2, КС3.
Как усматривается из материалов дела, Подрядчик в письменном виде регулярно сообщал Заказчику о ходе выполнения работ по Контракту; неоднократно ставил в известность Заказчика, что выполнить Контракт в полном соответствии с предоставленным техническим заданием и проектно-сметной документацией не предоставляется возможным, ввиду несоответствия фактических работ, работам, предусмотренным в проектно-сметной документации; просил принять соответствующие управленческие решения по возникающим в ходе выполнения работ техническим и организационным вопросам; настаивал на внесении соответствующих изменений в проектную документацию, так как выявленные им недостатки документации делают невозможным достижение эксплуатационных характеристик и нормального функционирования объекта без изменения порядка и объема выполнения работ.
В то же время материалами дела подтверждается, что стороны взаимодействовали по разрешению возникающих вопросов в ходе исполнения Обществом обязательств по Контракту.
Вместе с тем, как следует из пояснений Общества, для дальнейшего выполнения работ по Контракту было принято решение по прокладке водопровода по отдельному техническому присоединению до станции обезжелезивания, в связи с чем возникла необходимость корректировки проектной документации, выполняемой по отдельному контракту, заключенному между Заказчиком и сторонней проектной компанией, с последующим прохождением государственной экспертизы.
Со слов представителя Общества, проектное решение и положительное заключение экспертизы со штампом в производство работ Подрядчику до настоящего времени Заказчиком не передано, что не позволило продолжить выполнять работы по Контракту.
Документов, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы дела не представлено.
Комиссия считает, что выполнение Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, на условиях, определенных техническим заданием и сметной документацией при выявленных обстоятельствах, могло привести к неполучению Заказчиком необходимого результата выполнения таких работ. В свою очередь, выполнение Подрядчиком работ на иных условиях, не согласованных Заказчиком, приводит к нарушению Обществом условий исполнения Контракта.
Согласно нормам, установленным пунктами 1, 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.
Также согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Установлено, что Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта.
Исследовав в совокупности все документы и сведения, представленные в материалы дела его сторонами, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если комиссия органа контроля в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Энерготеплострой-XXI".
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства не позволяют сделать вывод, что неисполнение Контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Обратного не доказано.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности, направленности действий на исполнение контракта.
В свою очередь, ни положения Закона, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки соответствия его действий критерию добросовестности.
Для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 18.07.2008 N 10-П, не исключает, что федеральный законодатель, учитывая социальные, экономические и иные факторы, а также исходя из неоднородного характера соответствующих правоотношений, вправе прибегать к их регулированию с использованием правовых средств не только в рамках одной отраслевой модели. Однако такое правовое регулирование, во всяком случае, не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности, вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования.
В силу статей 17, 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В связи с этим, любое негативное последствие, установленное законодателем за нарушение желаемой модели поведения, требует установления контролирующим органом вины, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; соответственно, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1). Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Исходя из ранее приведенного правового регулирования, следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления своими правами. Сам по себе факт неисполнения Обществом контракта, безусловно, не может свидетельствовать в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недобросовестном поведении Общества при его исполнении, подлежащим установлению при рассмотрении вопроса о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, исходя из совокупности документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по Контракту, и, будучи лишенным возможности сделать однозначный вывод о том, что действия Подрядчика были направлены исключительно на уклонение Общества от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий, Комиссия считает, что имеется необходимость истолкования всех неустранимых сомнений в пользу Общества (ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации).
Комиссия полагает, что в материалы дела, в частности Заказчиком, не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Энерготеплострой-XXI" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины ООО "Энерготеплострой-XXI", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Вместе с тем, присутствие разногласий относительно полноты исполненных обязательств Подрядчика, а также вины именно Подрядчика в срыве установленных Контрактом сроков, свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
C момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
При таких и указанных выше обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "Энерготеплострой-XXI" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную муниципальным учреждением "Управление капитального строительства города Тулы" (вх. N 2559 от 27.04.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энерготеплострой-XXI" (ИНН _), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 мая 2022 г. N 071/06/104-369/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022