Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствие представителей от заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея", Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, ИП Ясашный В.И. (о дате, месте и времени рассмотрения обращения уведомленного надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела по обращению КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" (далее - заказчик) о включении сведений об ИП Ясашный Владимир Игоревич (далее - ИП Ясашный В.И., участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002522001758 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.04.2022.
Объект закупки: поставка дезинфицирующих средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 306 125,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 NИЭА1 победителем торгов признан ИП Ясашный В.И., направивший в ходе торгов наименьшее ценовое предложение.
19.04.2022 заказчиком направлен для подписания проект контракта, который в установленный срок (до 26.04.2022 включительно) не подписан участником закупки, в связи с чем ИП Ясашный В.И. признан уклонившимся от заключения контракта, о чем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2022 NППУ20_1.
На основании изложенного, заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с информацией об уклонении участника закупки от заключения контракта.
От ИП Ясашный В.И. в ходе проведения проверки поступили письменные объяснения, из которых следует, что участник закупки не подписал контракт в связи с внезапным прекращением подачи электроэнергии по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя. Дополнительно представлены доказательства уплаты обеспечения исполнения контракта, справка об отсутствии электроэнергии от арендодателя.
Рассмотрев представленные материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Статьей 51 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры, согласно которому по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, участник закупки обязан подписать проект контракта в срок до 5 рабочих дней с даты направления его заказчиком, либо осуществить иные действия, предусмотренные порядком заключения контракта в качестве допустимых при его заключении.
Частью 6 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая, что ИП Ясашный В.И. не подписал проект контракта в установленный срок, а также не совершил иные действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, заказчиком правомерно признан уклонившимся указанный участник закупки.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В ходе рассмотрения обращения заказчика Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что ИП Ясашный В.И. не имел намерения уклониться от заключения контракта, для целей его заключения оплатил обеспечение исполнение контракта, предусмотренное извещением об осуществлении закупки. Вместе с тем, подписать контракт в установленный срок оказалось невозможным по причине аварийной ситуации с прекращением подачи электроснабжения.
Пунктом 14 Правила N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта (пп. "б" п. 14).
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлены обстоятельства, предусмотренные пп. "б" п. 14 Правил N1078, выражающиеся в отсутствии намерения участника закупки на уклонение от заключения контракта, совершение в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии такого намерения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" в отношении ИП Ясашный Владимир Игоревич в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 мая 2022 г. N РНП-27-162
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022